Главная » 2018 » Апрель » 28 » Аюрведа и закаливание
Аюрведа и закаливание

Вопрос от посетителя моего аюрведического форума: 
«Интересует воздействие закаливающих процедур на доши (я имею в виду закалку в её нашем, классическом понимании - тренировку организма холодом). Как делать не во вред, а на пользу? 
Какая закалка для какой конституции? Что даёт закалка организму?» 

Мой ответ: 
«Дело в том, что согласно аюрведе, обливаться холодной водой - это повышать вата-доша. Поэтому я не рекомендовал бы делать это людям с дисбалансом вата-доша. 
Но... Вы сейчас подняли тему аскезы - это уже не аюрведа, а йога. Сила аскезы выходит за рамки дош и аюрведы, она тонкая (речь идет уже о пране, теджасе и оджасе) и действует вопреки материальным законам, наделяя человека сверх способностями - сидхами. В том числе и сидхой противостоять холоду, жаре, инфекциям и т.д. Но для этого требуется духовная зрелость. 
Поэтому я не могу говорить о закаливании, как об универсальном инструменте». 

Вопрос: 
«Ещё задаю себе вопрос - а голову холодить водой так - хорошо ли? По морозному воздуху без шапки менингит схватить можно, а что насчёт воды? Вроде по аюрведе её всегда охлаждают (сандал, кокосовое масло и проч), но вот так вот резко - стоит ли? 
А вот насчёт зрелости - она-то ведь и достигается аскезами! Сиддхи же - это лишь "побочный продукт", а не цель йоги. 
Заключение - закалка - это уже из области аскез, штука не рекомендованная к всеобщему включению в режим дня. 
Так а кому же её можно порекомендовать всё-таки? И - для чего? Просто как аскезу для укрепления ума, характера? Одна из целей йоги - это контроль над умом. Можно получается "закалку" вписать в разряд средств для достижения этой цели?» 

Мой ответ: 
«С точки зрения аюрведы, да и йоги также, когда человек решает совершать какие-то действия, в том числе и аскезы, закаливания, эти действия могут быть в трех гунах. Если действовать в тамасе, это будет означать сначала делать, а потом думать. Результаты непредсказуемы. Если в раджасе - делать что-то слишком резко, рисково, при этом прежде всего заботясь о результате, чем о самом процессе и его возможных последствиях. В саттве же главный принцип осмысленность, понимание, постепенность. 
В этой связи, когда человек в минусовую температуру выходит на улицу без шапки, решив что настал момент закаляться - есть вероятность, что вскоре ему уже многие вещи вовсе не понадобятся, в том числе и шапка. 
Закаливание - это процесс постепенный. Охлаждение сандалом лобных и височных областей в жарком климате - это не равно обливанию водой на грани образования льда в мороз, согласитесь. Первое - это очевидная польза, второе - мало предсказуемый эффект, но все же скорее ближе к скорой помощи. 
Когда же человек постепенно, утро за утром, день за днем, идет к здоровому образу жизни, когда он решает стать моржом или йогом и обливаться ледяной водой или плавать в проруби, то он начинает с теплой, затем с прохладной воды, контрастного душа, таким образом, повышая иммунитет, приспосабливая организм к аскезе, реально закаляя его. 
Помню в советские времена врачи резонно рекомендовали людям, решившим закаливаться, начинать с обтирания мокрым прохладным полотенцем. 
Так что я рад видеть людей с ведрами и в плавках при -40 по цельсию, но только если это люди, прошедшие соответствующую подготовку, или, выражаясь языком йоги, следующие садхане продолжительное время. 
Да, закаливание - это йогический процесс, направленный на укрепление и ума и тела. Его можно порекомендовать всем. Но только именно закаливание, а не вредительство » 

Подробнее можно почитать на форуме: http://vedic.su/forum/30-342-1
 

Категория: Аюрведа | Просмотров: 1158 | Добавил: vedic | Теги: банзай, аюрведа, закаливание
Всего комментариев: 0
avatar