Владимир Чурсин http://community.livejournal.com/ru_yoga/1029488.html
С позиции человека, практикующего 19 лет и прочитавшего достаточное количество литературы на эту тему, хочу поделиться своим субъективным взглядом и порекомендовать некоторые из книг.
Во-первых, читайте классическую литературу по йоге:
1. Йога-сутры
Йога-сутры - базовый текст индийской философской школы йоги, оказавший, зачастую опосредованно, огромное влияние на восприятие йоги в Индии и остальном мире. Их автором традиционно считается Патанджали, отождествляемый некоторыми исследователями с известным лингвистом. Состоит из четырех разделов (глав) и 196 сутр.
Глава 1. О сосредоточении (самадхи-пада), 51 сутра
- Определение йоги (1), трех гун и пуруши (2-5),
- источники познания (праманы), сон и память (6-11),
- сознательное сосредоточение (12-17),
- бессознательное сосредоточение (18-23),
- Ишвара, то есть бог-творец (24-29),
- девять препятствий сосредоточению (30-32),
- семь способов очищения сознания (33-40),
- объекты и ступени сосредоточения (самапатти) (41-49), санскары (50-51)
Глава 2. О способах осуществления (садхана-пада), 55 сутр
- Йога действия (1-2), пять базовых аффектов и их устранение (3-11),
- проявление кармы и ее связь с добродетелью и пороком (12-14),
- страдание, его причина и освобождение от него (15-24), высшее избавление (хана) (25-28),
- вспомогательные средства йоги, названы ее 8 средств (29-34),
- йогические совершенные способности (35-45),
- йогические позы (асаны) (46-48), регуляция дыхания (пранаяма) (49-51), концентрация манаса-разума (52-53) и подчинение органов чувств (54-55).
Глава 3. О совершенных способностях (вибхути-пада), 56 сутр
- Три внутренних способа йоги: чакра, дхьяна и самадхи (1-7), санъяма (8-15),
- Санъяма на различных объектах и достижение различных
сверхспособностей (16-34),
- различение содержания сознания и пуруши (35-37),
- продолжение характеристики сверхспособностей (в частности,
всеведения, телесного совершенства и бесстрастности), их достижения (38-55)
Глава 4. Об абсолютном освобождении (кайвалья-пада), 34 сутры
- Классификация сверхспособностей (1-6),
- карма и её следы (7-11),
- проблема прекращения бессознательных впечатлений (12-28),
- достижение состояния <<облака дхармы>> (29-32) и абсолютного освобождения (33-34).
2. Гхеранда-самхита
Гхеранда-самхита - один из трёх классических текстов хатха-йоги наряду с Хатха-йога-прадипикой и Шива-самхитой. Считается наиболее энциклопедическим текстом из трёх; датируется XVII веком. Представляет собой сборник наставлений о йоге, которые Гхеранда поведал Чанди Капали. В отличие от других писаний по хатха-йоге, в Гхеранда-самхите объясняется путь семиступенчатой йоги:
1. Шаткарма для очищения
2. Асана для укрепления
3. Мудра для уравновешивания
4. Пратьяхара для умиротворения
5. Пранаяма для облегчения
6. Дхьяна для понимания
7. Самадхи для отречения
Следуя этой системе, текст Гхеранда-самхиты состоит из семи глав и в основном сосредоточен на шаткармах - поэтому иногда говорится, что в нём описывается гхаташтха-йога. В Йога-сутрах Патанджали, например, объясняется восьмиступенчатый путь йоги, в котором вместо шаткармы и мудры указываются яма и нияма, и добавляется дхарана. В заключительных текстах, описывающих самадхи, даются методы, отличающиеся от изложенных Патанджали.
3. Хатха-йога прадипика
Хатха-йога-прадипика - написанный на санскрите текст о хатха-йоге, предположительно датируемый XV веком. Автором считается Свами Сватмарама, последователь Свами Горакши. Является древнейшим уцелевшим классическим текстом хатха-йоги. Другие
два текста, датируемые более поздним периодом, это Гхеранда-самхита и Шива-самхита. Представляет из себя собрание ранних источников с добавлением собственной практики йоги Сватмарамы. Существует много переводов этого текста -- в том числе и на русский. Текст написан в рамках индуистской философской школы йоги и посвящён Шиве, который, согласно традиции индуизма, передал тайные знания о хатха-йоге своей божественной супруге Парвати. В целом текст состоит из 390 строф, и разделён на четыре части:
- Первая перечисляет яму (сдержанность в поведении), нияму
(соблюдаемые ограничения), асаны и питание.
- Вторая описывает пранаяму и шаткармы (практики внутреннего очищения).
- Третья рассказывает о мудрах, бандхах ("замках"), нади (каналах в тонком теле человека, по которым течёт прана), и энергии кундалини.
- Четвёртая описывает пратьяхару, дхарану, дхьяну и самадхи.
4. Шива-самхита
Шива-самхита - древний санскритский текст по классической йоге и индуисткому оккультизму, написанной неизвестным автором от лица Шивы. Шива-самхита один из трёх главных сохранившихся классических трактатов по хатха-йоге.
Состоит из пяти глав:
Глава 1. Единственное существование
Глава 2. Микрокосм
Глава 3. Практика Йоги
Глава 4. Мудры
Глава 5
Во-вторых, читайте много, часто. Думайте. Перечитывайте снова и снова, особенно йога-сутры с разными комментариями. Лучшие комментарии - это комментарии Вьясы. На русском языке представлены в переводе Елены Островской и Валерия Рудого в книге "Йога-сутры Патанджали и Вьяса-бхашья", М. 1992. Это академический труд по йоге. Возможно, начинающим это покажется сложным. Потому изучение йога-сутр можно начать с более доступных, но не менее качественных комментариев Сатьянанды Сарасвати, Десикачара, Айенгара и др. Комментарии всегда субъективны. Это толкование автора, основанное на его опыте, знаниях, практике. Поэтому сравнивайте разные взгляды, думайте сами над сутрами и комментариями.
Четыре варианта перевода йога-сутр
Йога-сутры Патанджали и Вьяса-бхашья в переводе Островской и Рудого