Главным признаком саттвы (благости) является знание. Второй по важности принцип саттвы — непривязанность или отречение. Третий — ощущение осознанности и счастья. Если использовать санскритские термины, то это гьяна, ваирагья и вигьяна/бхава соответственно.
Йог в свете или благости испытывает лишь блаженство от своей практики. Ему нет необходимости заставлять себя делать что-то. Занятия йогой — это его естественное состояние.
Причем каждое его новое достижение лишь усиливает это ощущение.
Так как саттва исполнена знания, такой йог хорошо осведомлен о современных научных исследованиях в области йоги и йога-терапии, равно, как и о древних писаниях, посвященных йоге.
Самое большое богатство такого йога — это смирение. Секретное оружие, доступное лишь в саттва-гуне. Это четвертый, потайной признак саттвы. Без него любой йог обречен снова скатиться в раджас-тамас.
Смирение открывает внутренний источник знания, который всегда рядом — гуру или учителя по-русски. Гуру не приходит откуда-то извне. Просто мы научаемся принимать без ложной гордости наших наставников, ценить их. Когда человек лишен зависти и спеси, он может увидеть великую мудрость даже в обычных явлениях природы.
Но есть одна проблема у йоги в свете — она совершенно не предназначена для обычной, мирской, суетливой жизни, тем паче семейной. Ее лучше практиковать в уединении, в месте с чистыми вибрациями.
Что же делать нам, обычным людям, живущим по большей части в городах? Тут нужна золотая середина. Чистая саттва для монахов и отшельников. Для йогов житейских нет другого варианта, как смешивать саттву с раджасом. Главное соблюсти правильные пропорции. Желаю нам всем не перебарщивать с раджасом и пореже вляпываться в тамас! Правильное общение, питание, поведение, режим дня, духовный настрой — все это заложено в основу йоги — яма-нияма. |