Главная » 2010 » Январь » 30 » Индуисты о фильме "Аватар".
Индуисты о фильме "Аватар".

Надежды начинающих и самолюбивых деятелей кино на то, что Аватар уже всем надоел и тему пора закрывать, не оправдались. Фильм продолжает топить всех в фантастических красках своей популярности, включая "Титаник". Очевидно, перспективы инопланетного рейдерства оказались настолько привлекательны, что Кэмерона даже специально вызвали в Давос, где воротилы мирового бизнеса решают проблемы кризиса (а для кого-то уже и посткризисного развития).

Новый Аватар долго ждал своего нисхождения. Время самое подходящее. Человеку нужна сказка. Иные сказки ничуть не хуже опиума и даже гораздо гигиеничней. И больше всего сказка, похоже, востребована именно в нашей стране. "Аватар" вышел в российский прокат аж за полмесяца до мировой премьеры. Наверное, еще и для того, чтобы заклеить брешь в культурной жизни и отвлечь от грустных мыслей. Раз Аватар нам так нужен, значит он наш. Кстати, при ближайшем рассмотрении обнаруживается, что Аватар и взаправду наш, отечественный, несмотря на свое кажущееся голливудское или индийское происхождение, потому что братья Стругацкие слепили чудесную планету Пандору еще в 60-х годах прошлого столетия.

Своего Киноаватара Кэмерон создал еще в 1994 году. Нет смысла дознаваться, кто у кого идею украл и крал ли ее вообще. Кэмерон честно признается, что Аватар родился в его изощренном воображении под влиянием фантастических книжек, читанных им когда-то в детстве. Но смысл в том, что название фильма сигнализирует о все более настойчивом вторжении современного искусства в сферу религиозных канонов. Это и мюзикл "Иисус - суперстар", и "Код да Винчи", и "Страсти Христовы" и скандальная выставка "Запретное искусство" в центре им. Сахарова, и реклама в столичном метро выставки делийского музея ("Кришна-Шива-Брахма-Вишну!.."), призывающая посетить Исторический музей на Красной площади и там поближе познакомиться с Богом, и многое другое. Взлом вечных вероисповедных канонов сродни хакерским атакам, но он может быть объясним не только зловредностью или коммерческим интересом, а еще и дошедшей до своих предельных границ обедненной и стремящейся к новым животворящим источникам культурой. Кто-то раздвигает тесную бытовую реальность и входит в мир духа осторожно, а кто-то вламывается в него словно взбесившийся слон в лавку антикварного фарфора и хрусталя. Но, так или иначе, отделить светский мир от религии, светское искусство от религиозного, классическую национальную культуру от ее классической вероисповедной составляющей становится все сложней. Да это даже и не требуется - богословы есть и то хорошо. И уж совсем разделение бессмысленно, когда речь заходит об индийской культуре.

Общество по-разному восприняло идею нового аватаризма. Спектр оценок самый широкий: от едких усмешек, жесткой критики и упреков в инфальтильности в адрес фантазера Кэмерона до арифметически выверенного социологического анализа и восторженных откликов. Не оказался Аватар обделенным и на критику непосредственно со стороны последователей индуизма, которым лучше других известны все аватары Бога в подлунном мире.

Недавно на страницах англоязычной популярной индийской газеты
Hindustan Times была опубликована статья (см. примечание)"What on Pandora does culture or civilisation stand for?", написанная в сердцах студентом одной вриндаванской санскритской школы (Индия) Мадан-Моханом Дасом. Хотя автор - русского происхождения, но долго прожил в Индии. Нет сомнений в том, что его взгляд отражает богословскую позицию традиционного индуизма на аватаризм. Потому-то отповедь и появилась в популярной газете, как бы намекая на то, что творчество творчеством, но неплохо и в священные книги заглядывать. Хотя бы изредка.

Вот что пишет Мадан-Мохан Дас:



"Ворвавшись на экраны стерео-турбулентностью красок, эмоций и экшена, Джеймс Камерон сумел, похоже, дать каждой зрительской аудитории свой повод для восторга.

Киноманы млеют от осязаемости созданного им CGI-мира, реалистичного до щетинки на загривке танатора. Фантастофилы уже резво заполняют страницы википедий и блогов - на полном серьезе! - особенностями состава пандорианской атмосферы и размножения тамошних вайперволков. Геймеры, должно быть, слюной исходят по плаг-н-плей птерозаврам и широкополосным интер-джунглям. Философы спорят о фильме как о евангелии от пантеизма. Даже экологи, правозащитники, противники войны в Ираке или (впишите сами) уже находят в "Аватаре" полезные для продвижения своих идей дидактические параллели. Остальным же нам как раз хватило междометий "супер", "здорово" и "круто" после сеанса, чтобы начать поглядывать на календарь в ожидании сиквела.

Однако один просчет Камерон все же допустил - и ни где-нибудь, а в самом названии фильма.

Нет, не потому, что название - это единственное, что роднит "Аватар" с индуизмом (и бдительным стражам православия можно расслабиться и не искать в нем диверсии по внедрению чуждой религии в российское нутро). А потому, что фильм истолковывает термин "аватар" с точностью до наоборот.

И даже неважно, что в индуизме слово "аватар" (санск. "нисхождение") забронирован за богом Вишну, регулярно являющимся на Земле. Проблема в том, что аватар всегда нисходит из высшего мира в низший, и по окончании просветительской миссии продолжает свой путь по мирам иным.

Между тем, почти сразу по воплощении "аватара" Джейка Салли на свирепой Пандоре "высший" мир землян в его глазах - и заодно и в наших- начинает быстро тускнеть и дурно пахнуть в сравнении с первозданной красотой внешнего и внутреннего мира туземцев. На этом контрасте земляне вдруг оказываются примитивными, "зажравшимися", алчными и жестокими циниками - что особенно заметно сквозь призму их технологического развития - в то время как "мартышки-аборигены" предстают благородными, чуткими и человечными . . . хм . . . людьми.

Так вместе с героем-"аватаром" мы оказываемся перед трудным, но неизбежным выбором между двумя расами и двумя мировоззрениями. И неумолимо делаем его в пользу культуры, цивилизованности и гуманности в синекожем, длиннохвостом и почти пещерном обличии.

Несостоявшийся "аватар" Джейк признается самому себе в видеоблоге: "Я понял, что раньше я все путал, что принимал сон за реальность, а реальность - за сон". При помощи своего дистанционно управляемого тела вновь обретя не только ноги, но и человеческое достоинство, свободу, близких, чьей любовью и доверием он дорожит и пытается завоевать любой ценой, спаситель вдруг становится спасенным, благодетель - облагодетельствованным. Низошедший "аватар" вдруг избирает участь беженца среди "дикарей" настолько цельных и гармоничных, что они не желают менять свое Дерево ни на какие дары "богов с неба" - даже на банку мягкого пива! В отличие от своего коллеги Нео из "Матрицы", Джейк, подключившись к "низшему", "иллюзорному" миру, внезапно прозревает, видя его как гораздо более подлинный, здравый и родной, чем свой собственный - и решает в нем остаться.

Что подводит нас к зудящему вопросу: Почему? И что же такое "культура", "цивилизация", "человечность"?

Не размениваясь, к своей чести, на привычный набор сюжетных линий для фантастического боевика, Джеймс Камерон делает именно этот вопрос четвертым измерением своего 3D-фильма - и сам убедительно на него отвечает: Только качества доброты, благодарности, почтения к старшим, самопожертвования, уважения жизни в любых ее формах, и, в конечном счете, смиренное признание зависимости от высшего разума природы делают нас достойными звания цивилизованного и культурного человека.

Противоположную альтернативу описывает сам Джейк Салли: "Как это обычно делается - если другие сидят на чем-то, что нужно тебе, ты сначала делаешь из них врагов, а потом уж поступаешь как с врагами" и "Они [земляне] уже убили свою мать". Вот вам портрет дикаря - плюс-минус космолет, боевой экзоскелет и автомат последней модели.

Возвращаясь к индуизму, трудно не заметить, что этот рубеж между человеком и дикарем полностью созвучен словам "Бхагавад-гиты" (16.1-4):

"Бесстрашие, постижение мудрости, щедрость, владение чувствами, аскетичность, простота, отказ от ненависти, правдивость, негневливость, самоотречение, спокойствие, отсутствие стремления злословить, сострадание ко всем живым существам, отсутствие алчности, мягкость, скромность, решимость, целеустремленность, способность прощать, стойкость, чистота, отсутствие зависти и стремления к почестям - таковы качества достойных людей".

"Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество - этими качествами отличаются нецивилизованные варвары".

Чтобы "нисходить" - то есть, чтобы быть Аватарой - сперва нужно быть на высоте. К несчастью для нашей цивилизации, пародией на которую стала колония землян-конкистадоров на Пандоре, оттуда, куда мы себя радостно загоняем, мы сможем только выкарабкиваться.


с труднопереводимым названием

* * *



Закончился фильм, погас экран, и сняты с глаз 3D-очки. Если среди нас есть настоящий Аватар, поднимите, пожалуйста, руку."





Примечание

Версия статьи в Hindustan Times также воспроизведена на самом популярном киносайте Интернета, а русский перевод - на портале Афиша.ru.


Источник: religio.ru

Категория: Разное | Просмотров: 2462 | Добавил: vedic | Теги: Аватар, индуизм, Кемерон, индуисты
Всего комментариев: 0
avatar