Первый день праздника Дивали (который в этом году
выпадает на 16 октября) называется
Дханвантари-трайодаши (Дхантерас).
"В образе Дханвантари Господь Своей олицетворенной славой мгновенно исцеляет вечно больных живых существ. Благодаря Ему полубоги обрели долголетие. За это люди и полубоги вечно возносят хвалу Личности
Бога. Он также взыскал Свою долю жертвоприношений и заложил во
Вселенной основу медицинских знаний". (Шримад Бхагаватам, 2.7.21)
Итак, первый день Дивали называется
Дханвантари-трайодаши, или Дхантерас. Это тринадцатый лунный день
темной половины месяца Карттика. В этот день Дханвантари вышел
из океана, неся в руках сосуд с эликсиром бессмертия (амритой).
В Шримад Бхагаватам появление Дханвантари описано так:
"О царь, когда сыновья Кашьяпы - демоны и полубоги -
снова принялись пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный муж.
Крепкий и сильный, с длинными руками, Он отличался могучим
телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала морскую
раковину. Его глаза были розоватыми, а тело - темным. Он был очень юн,
Его украшали гирлянды, а все Его тело было убрано драгоценностями.
На Нем были одежды желтого цвета и ярко сиявшие
жемчужные серьги. Кончики Его волос были умащены маслом. Его тело было
отмечено всеми благоприятными знаками. Он был крепок и силен как лев.
На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный
нектаром бессмертия" . (Шримад Бхагаватам, 8.8.31-33)
Говорится, что Дханвантари приходит, когда утрачивается знание об Аюрведе, чтобы восстановить эту великую науку. Дханвантари считается воплощением Вишну.
В Индии в этот день проводят
Дханвантари-мритьюнджая-хому - огненное жертвоприношение ради здоровья
и долголетия. Паломники посещают храмы Дханвантари (один из таких
храмов находится на территории Шри Рангама в Тричи, Тамил Наду).
На Дхантерас верующие соблюдают пост и зажигают у
главного входа в дом глиняный светильник. А на закате проводится
поклонение Ямарадже (богу смерти) - ему молятся о защите от внезапного, безвременного ухода из жизни.
Обычно ему предлагают горящий светильник, воду, киноварь, рис, тростниковый
сахар, цветы.
Происхождение этого обряда связано еще и с
легендой о шестнадцатилетнем сыне царя Химы. Астрологи предсказали ему, что на
четвертый день после свадьбы его укусит змея и он умрет. В назначенный
день жена осветила весь дом горящими лампадами, а у входа в спальню
рассыпала горы золота и серебряных монет и украшений (видимо, поэтому в
Южной Индии считается, что в Дхантерас благоприятно покупать новые
золотые и серебряные украшения и монеты).
Всю ночь она пела песни и рассказывала разные истории, а когда пришел Ямарадж,
принявший облик змеи, свет горящих лампад и блеск рассыпанных украшений
ослепил его. Всю ночь он лежал у дверей и слушал сладкозвучное пение
царевны, а наутро ушел из этого места с миром. Так жена спасла любимого
мужа. Вот почему этот праздник также называют "Яма-дипадан".
Где жизнь, там всегда и смерть. И наоборот.
По материалам: krishna.ru