Юдхиштхира
Махараджа сказал: "О Шри Кришна, как называется экадаши темной половины
месяца пауша (декабрь-январь)? Как соблюдать его и какому Божеству
поклоняться в этот день? Пожалуйста, поведай мне это, о Джанардана”.
Всевышний Господь молвил: "О лучший из царей, так как ты хочешь слушать, Я полностью опишу тебе славу Пауша-Кришна экадаши.
Я не так доволен
жертвоприношениями или пожертвованиями, как соблюдением Моими
преданными полного поста в экадаши. Поэтому, по мере сил, надо поститься
в экадаши, день Господа Хари. О Юдхиштхира, в полном сосредоточении
слушай славу Пауша-Кришна экадаши, который выпадает на двадаши. Как Я
объяснил раньше, не надо делать различия между многими экадаши. О царь,
на благо всего человечества Я опишу сейчас тебе способ соблюдения
Пауша-Кришна экадаши. Пауша-Кришна экадаши известен также как
Сапхала-экадаши. В этот день надо поклоняться Господу Нараяне, он
является его правящим Божеством. Надо следовать описанным раньше
способам поста. Как среди змеев лучший — Шеша-нага, среди пернатых —
Гаруда, из жертвоприношений наилучшее Ашвамедха-ягья, а из рек наилучшая
— Мать Ганга, среди богов — Господь Вишну величайший, а из
дваждырожденных брахманы лучшие, так из всех дней экадаши — лучший. О
первый из царей, рожденный в династии Бхараты, тот, кто строго соблюдает
экадаши, становится очень дорог Мне, и, конечно же, всячески почитаем
Мною. Выслушай сейчас, как Я опишу процесс соблюдения Сапхала экадаши.
В Сапхала
экадаши Мой преданный должен поклоняться Мне, предлагая свежие фрукты
соответственно месту, времени и обстоятельствам, и медитировать на Меня
как на всеблагую Высшую Личность. Он должен поднести Мне плод джамбира,
гранат, бетель, кокосовый орех, гуаву орехи, гвоздику, манго и различные
виды ароматических пряностей. Также он должен предложить Мне благовония
и светильник на гхи. Так как предложение светильника в Сапхала экадаши
особенно благоприятно, Преданный должен стараться бодрствовать всю ночь.
Сейчас,
пожалуйста, выслушай с неослабным вниманием, каковы блага поста и
всенощного бодрствования. О лучший из царей, ни одно жертвоприношение
или паломничество не принесет блага, равного или превышающего благо от
поста в Сапхала экадаши. Такой пост — особенно если бодрствовать всю
ночь— даст искреннему преданному тот же результат, что и аскетическая
практика на протяжении пяти тысяч лет. О лев среди царей, пожалуйста,
слушай прославленную историю этого экадаши.
Это случилось в
городе Чампавати, которым правил святой царь Махишмата. У него было
четыре сына. Старший из них, Лумпака, всегда был занят очень греховной
деятельностью — недозволенным сексом с чужими женами, азартными играми,
постоянно общался с известными проститутками. Своими злонамеренными
поступками он постепенно растратил богатство отца, царя Махишматы; также
Лумпака стал критиковать полубогов и брахманов и каждый день поносил
вайшнавов. В конце концов, царь Махишмата, видя состояние своего сына,
изгнал его в лес. Лумпака был так греховен, а царь так гневен, что из
страха перед ним даже сострадательные родственники не стали защищать
Лумпаку.
Изумленный этой
ссылкой Лумпака задумался: "Отец изгнал меня, и даже родственники не
возражали. Что мне теперь делать?” Он строил греховный план: "Под
покровом тьмы я проникну в город и похищу его сокровища. Днем я буду
оставаться в лесу, а ночью вернусь в город”. Думая так, он вошел в
темный лес. Днем он убивал многих животных, а ночью воровал в городе
ценности. Горожане несколько раз арестовывали его, но из страха перед
царем они оставили его в покое. Они решили, что царевич из-за грехов
прежних рождений потерял свои царские достоинства и действует так
греховно.
Хотя Лумпака был
мясоедом, он каждый день ел также и фрукты. Случилось так, что он жил
под баньяновым деревом, которое очень дорого Господу Васудеве. Многие
поклонялись этому дереву как богу всех растений в лесу. В то время, как
Лумпака совершал столько греховных и недостойных поступков, наступил
Сапхала экадаши. Накануне экадаши он провел всю ночь без сна, т.к.
воздух был холодным, а его одеяло — тонким. Холод не только украл у него
покой, но и почти убил его. Когда взошло солнце, он стучал зубами и
находился почти в коматозном состоянии. Все утро того дня, экадаши, он
не мог выйти из оцепенения.
Когда наступил
полдень Сапхала экадаши, грешник Лумпака встал и смог покинуть свое
место под баньяновым деревом. Но с каждым шагом он спотыкался. Он шел по
лесу медленно и неуверенно, подобно хромому, страдая от голода и жажды.
Лумпака был так слаб, что не смог в тот день убить ни одного животного.
Это заставило его собрать кое-какие фрукты, упавшие на землю. Когда он
вернулся к баньяновому дереву, солнце садилось. Положив фрукты рядом с
собой на землю, Лумпака запричитал: "О горе мне! Что мне делать? Дорогой
отец, что стало со мной? О Шри Хари, пожалуйста, будь милостив ко мне и
прими эти фрукты!” Он был вынужден вновь провести всю ночь без сна, но
тем временем Верховная Личность Бога, Мадхусудана, остался доволен
подношением лесных плодов Лумпакой и принял их. Помимо воли Лумпака
провел экадаши в полном посте, и это позволило ему без дополнительных
препятствий вновь обрести царство.
Выслушай, О Юдхиштхира, что случилось о сыном царя Махишматы, когда лишь часть полученного блага пустила росток в его сердце.
На следующий
день, когда взошло прекрасное солнце, перед Лумпакой появился дивный
конь и остановился возле него. Одновременно с чистого неба внезапно
донесся голос: "Этот конь твой, Лумпака. Оседлай его и немедленно
отправляйся навестить свою семью! О сын царя Махишматы, милостью Господа
Васудевы и благодаря соблюдению тобой Сапхала экадаши, твое царство без
дальнейших помех вернется к тебе. Таково благословение, полученное
тобой соблюдением поста в этот благоприятный день. Сейчас иди к отцу и
займи свое законное место в династии”.
Выслушав эти
божественные слова, Лумпака вскочил на коня и поскакал в город
Чампавати. Благодаря соблюдению Сапхала экадаши, он стал лучшим
царевичем, чем раньше, и смог погрузить свой ум в лотосные стопы
Верховной Личности Бога, Хари. Иначе говоря, он стал Моим чистым
преданным.
Лумпака выразил
отцу, царю Махишмате, свое смиренное почтение и принял обязанности
царевича. Видя своего сына с вайшнавскими украшениями и тилакой, царь
Махишмата дал ему царство и Лумпака беспрепятственно правил много-много
лет. Каждый раз, когда наступал экадаши, он поклонялся Всевышнему
Господу с великой преданностью. По милости Шри Кришны он получил
чудесную жену и замечательного сына.
В старости он
передал царство сыну — точно так же, как получил его от своего отца — а
сам отправился в лес, служить Всевышнему Господу, управляя умом и
чувствами. Очистившись от всех материальных желаний, он оставил тело и
вернулся домой, обратно к Богу, заняв место у лотосных стоп Господа Шри
Кришны.
О Юдхиштхира,
тот, кто обращается ко Мне, как Лумпака, полностью освободится от тревог
и сожалений. Несомненно, каждый, кто правильно соблюдает этот великий
Сапхала экадаши, — пусть даже ненамеренно, подобно Лумпаке, — будет
прославляем в этом мире. Он полностью освободится от смерти и
возвратится на Вайкунтху, в этом нет сомнения. Кроме того, тот, кто
просто слушает прославление Сапхала Экадаши, получит ту же награду, что и
совершающий Раджасуйя-ягью, и, по крайней мере, попадает в следующем
рождении на райские планеты”.
Так заканчивается повествование о славе Пауша-Кришна экадаши, или Сапхала-экадаши, взятое из Бхавишья-уттара Пураны.
http://ekadash.ru/calendar/26/