Юдхиштхира Махараджа сказал: "О
Джанардана, о защитник всех существ как называется экадаши темной
половины месяца картика (октябрь-ноябрь). Пожалуйста, поведай мне это
сокровенное знание".
Всевышний Господь, Шри Кришна, ответил: "О
лев среди царей, слушай: экадаши темной половины месяца картика
называется Рама экадаши. Он наиболее благоприятен, так как мгновенно
уничтожает величайшие грехи и позволяет войти в духовную обитель. Я
расскажу тебе его историю и славу.
Когда-то жил знаменитый царь
Мучукунда, друживший с Господом Индрой, царем небес, а также с
Ямараджей, Варуной и Вибхишаной, благочестивым братом демона Раваны.
Мучукунда всегда говорил правду и постоянно возносил Шиве преданное
служение. Так как он правил в соответствии с религиозными принципами, в
его царстве не было беспокойства. Мучукунда назвал свою дочь
Чандрабхагой, в честь священной реки, и отдал ее замуж за Шобхану, сына
Чандрасены.
Однажды Шобхана посетил дворец тестя в благоприятный
день экадаши. Это посещение встревожило жену Шобханы Чандрабхагу, т.к.
она знала, что ее муж физически слаб и не способен подвергаться аскезе в
течение целого дня. Она сказала ему: "Мой отец очень строг к соблюдению
экадаши. В дашами, день перед экадаши, он бьет в большую литавру и
возглашает: "Никто не должен есть в экадаши, день Господа Хари!"
Когда
Шобхана услышал звук литавры, он сказал своей жене: "О прекрасная, что
мне теперь делать? Пожалуйста, скажи мне, как я могу сохранить себе
жизнь и одновременно исполнить наказ твоего отца?"
Чандрабхага ответила: "Мой
дорогой муж, в доме отца никто - даже слоны и лошади, не говоря уже о
людях - не едят в день экадаши. Даже животные не едят зерна, листья,
солому и даже не пьют воду в экадаши, день Господа Хари. Так как же ты
избежишь поста? Мой возлюбленный, если ты съешь хоть что-нибудь, то тебе
придется уйти отсюда. Теперь реши твердо, что тебе делать".
Принц Шобхана ответил: "Я
решил поститься в священный день экадаши. Какова бы ни была моя судьба,
я ее приму". Решив так, Шобхана пытался поститься в экадаши, но он
невыносимо страдал от острого голода и жажды. Наконец солнце зашло на
западе, и священная ночь осчастливила всех вайшнавов.
О
Юдхиштхира, все преданные возрадовались, прославляя Господа Хари и
бодрствовали всю ночь, но для Принца Шобханы эта ночь стала невыносимой.
Поэтому, когда солнце взошло на двадаши, Шобхана был мертв. Царь
Мучукунда принял участие в похоронах своего зятя, положив в костер
огромную охапку дров, но приказал своей дочери Чандрабхаге не идти на
погребальный костер вместе с мужем. Так Чандрабхага, после соблюдения
всех очистительных обрядов в честь своего мужа, стала жить в доме отца".
Господь Кришна продолжал: "О
лучший из царей, хотя Шобхана и умер, соблюдая экадаши, благословение,
обретенное им, позволило ему после смерти стать правителем царства,
находящегося на вершине горы Мандарачала. Это царство было подобно
городу полубогов: ослепительно сияющее, с бесчисленными драгоценностями в
стенах его домов. Столбы были сделаны из рубинов и повсюду сверкало
золото и бриллианты. Царь Шобхана сидел на троне под чистым белым
балдахином и слуги обмахивали его опахалами из хвостов яка. Великолепная
корона покоилась на его голове, прекрасные серьги украшали уши,
ожерелье украшало шею, а разукрашенные драгоценными камнями браслеты
обвивали его руки. Ему служили гандхарвы (лучшие небесные певцы) и
апсары (небесные танцовщицы). Воистину, он стал вторым Индрой.
Однажды
брахман по имени Сомашарма, живший в царстве Мучукунды, странствуя по
различным местам паломничества, очутился в царстве Шобханы. Брахман
увидел Шобхану во всей его блестящей славе и подумал, что он мог бы быть
зятем его царя, Мучукунды. Когда Шобхана увидел брахмана, то он
немедленно поднялся с трона и приветствовал его. Почтительно
поклонившись, он спросил брахмана о благополучии и здоровье его
(Шобханы) тестя, своей жены и всех жителей города.
Сомашарма ответил: "О
царь, все хорошо в царстве твоего тестя, также Чандрабхага и другие
члены семьи чувствуют себя хорошо. Но, о царь, я удивлен, увидев тебя
здесь! Пожалуйста, расскажи мне о себе. Никто никогда не видел такого
прекрасного города, как этот! Будь добр, расскажи как, он достался
тебе".
Царь Шобхана сказал: "Так как я соблюдал
Рама экадаши, мне было дано правление этим великолепным городом. Но при
всей своей грандиозности, этот город всего лишь временен. Я прошу тебя
исправить этот недостаток. Этот город эфемерен. Как я могу сохранить его
красоту и славу постоянно? Будь добр, просвети меня".
Брахман спросил: "Почему это царство непрочно и как его утвердить? Пожалуйста, объясни мне это, а я постараюсь тебе помочь".
Шобхана ответил: "Так
как я постился в экадаши без должной веры, мое царство временно. Теперь
послушай, как оно может стать вечным. Возвратись, пожалуйста, к
Чандрабхаге, прекрасной дочери царя Мучукунды, и расскажи ей все, что
увидел и уразумел об этом месте и обо мне. Несомненно, если ты
расскажешь ей об этом, то мой город вскоре станет вечным".
Брахман
возвратился в город и рассказал все Чандрабхаге, которая и удивилась и
обрадовалась, услышав такие новости. Она сказала: "О брахман, было ли
это на самом деле, или это сон?"
Сомашарма ответил: "О
царевна, я вне всякого сомнения видел твоего мужа лицом к лицу в этом
великолепном царстве, которое похоже на царство полубога. Но он сказал,
что все его царство недолговечно и может развеяться в любой момент.
Поэтому он надеется, что ты найдешь способ сделать его вечным".
Чандрабхага сказала: "О
мудрец среди брахманов, пожалуйста, приведи меня к моему мужу сейчас
же, я жажду увидеть его снова! Я смогу сделать его царство вечным, так
как я имею благословение, полученное постом во все экадаши моей жизни.
Пожалуйста, соедини нас вновь как можно скорее. Сказано, что тот, кто
соединит людей, находящихся в разлуке, обретет великое благо".
Брахман
Сомашарма затем повел Чандрабхагу в лучезарное царство Шобханы. До
того, как вступить в него, они остановились у подножия горя Кандарачалы в
священном ашраме Вамадевы. Вамадева воспел гимны из Вед и окропил
священной водой Чандрабхагу, выслушав ее историю. Под воздействием этих
священных обрядов риши благо, полученное ею во время постов в течение
стольких экадаши, сделало ее тело трансцендентным. В экстазе, с сияющими
от удивления глазами, Чандрабхага продолжила путь. Когда Шобхана увидел
свою жену, приближающуюся к нему на вершину горы Мандарачала, он
наполнился радостью и вскричал от счастья.
Когда она подошла, он
посадил ее слева от себя, и она сказала ему:" О дражайший, пожалуйста,
выслушай, я скажу тебе нечто, что тебе очень поможет. С восьмилетнего
возраста я регулярно и с верой соблюдаю пост в каждый экадаши. Если я
перенесу на тебя все обретенное мною благословение, то твое царство
вскоре обретет вечность, а его процветание будет возрастать и
возрастать, пока не наступит великое изобилие!"
Господь Кришна продолжил: "О
Юдхиштхира, таким образом Чандрабхага, имеющая чудесное трансцендентное
тело, на котором были прекраснейшие украшения, в конце концов
насладилась миром и счастьем со своим мужем. Благодаря могуществу Рама
экадаши Шобхана обрел царство на вершине горы Мандарачала, способное
выполнить все его желания и дарующее вечное счастье, подобно корове
Кама-дхену.
О величайший из царей, я поведал тебе славу Рама
экадаши. Каждый, следующий священному экадаши и в светлую и в темную
половину каждого месяца, несомненно освобождается от греховных реакций,
даже таких, как убийство брахмана. Не надо делать различия между
экадашами светлой и темной части месяца. Как мы видели, оба они могут
даровать наслаждения в этом мире и освободить даже наиболее греховные и
падшие души. Так же, как и черные и белые коровы дают равное количество
молока, так темные и светлые экадаши даруют одинаковое благо и, в конце
концов, освобождают от цикла рождений и смертей. Каждый, кто
просто слушает прославление этого священного дня, Рама экадаши,
освобождается от всех грехов и достигнет верховной обители Господа Вишну".
Так заканчивается повествование о славе Картика-кришна экадаши, или Рама экадаши,из Брахма-вайварта Пураны.
Источник:
http://ekadash.ru/calendar/25/
|