Однажды царь
Мандхата сказал Васиштхе Муни: "О великий святой, будь
милостив ко мне и расскажи о святом посте, который даст мне вечное
благо".
Васиштха Муни ответил: "О царь,
милостиво выслушай, как я опишу лучший из всех дней поста, Амалаки
экадаши. Соблюдающий с верой пост в этот экадаши получит неограниченное
богатство, свободу от влияния всех грехов и достигает освобождения. Пост
в этот экадаши очищает больше, чем жертвование тысячи коров чистому
брахману. Итак, пожалуйста, внимательно выслушай повествование об
охотнике, который, несмотря на ежедневное убийство невинных животных,
достиг освобождения, соблюдая пост в Амалаки экадаши, следуя
предписаниям и правилам поклонения.
Когда-то было царство
Вайдиша, в котором все брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры были равно
наделены ведическим знанием, большой силой и здравым разумом. О лев
среди царей, все царство было полно ведических звуков. Не было ни одного
атеиста, никто не грешил. Правил страной царь Пашабиндука, член
династии Сомы, Луны. Его также звали Читраратха, и был он очень
религиозен и справедлив. Говорят, что царь Читраратха был сильнее десяти
тысяч слонов и что он был очень богат и в совершенстве знал шесть
ветвей ведической мудрости.
Во время его правления ни один
грешник не посягал на чужую дхарму (обязанности), так совершенно
выполняли свою дхарму все брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. Нигде
нельзя было увидеть нищего, не было даже засух и наводнений. Конечно же,
в царстве не было болезней и каждый наслаждался хорошим здоровьем. Люди
совершали любовное преданное служение Верховной Личности Бога, Господу
Вишну, следуя за царем, который совершал также и особое служение Господу
Шиве. Кроме того, каждый дважды в месяц постился в экадаши. Так, о
лучший из царей, жители Вайдиши много лет жили в счастье и
благоденствии. Оставив все виды материалистичных религий, они полностью
посвятили себя любовному служению Всевышнему Господу Хари.
Однажды
в месяц Пхалунга священный пост Амалаки экадаши пришел в соединении с
двадаши. Царь Читраратха понял, что этот необычный пост принесет
особенно большое благо. Он и все жители Вайдиши провели этот священный
экадаши, строго следуя всем правилам и предписаниям. Совершив омовение в
реке, царь и все сопровождавшие его, пошли в храм Господа Вишну, где
росло дерево Амалаки. Вначале царь и главные его мудрецы поднесли дереву
сосуды наполненные водой, а также чудесный балдахин, обувь, золото,
бриллианты, рубины, жемчуг, сапфиры и благовония.
Затем они
почтили Господа Парашураму следующей молитвой: "О Господь Парашурама, о
сын Ренуки, о всерадуюший, о освободитель миров, милостиво приди под это
священное дерево амалаки и прими наше смиренное почтение". Затем они
молились дереву амалаки: "О Амалаки, потомок Господа Брахмы, ты можешь
уничтожить последствия всех грехов. Пожалуйста, прими наши смиренные
поклоны и это скромное подношение. О Амалаки, ты форма Брахмана и тебе
как-то поклонялся Сам Господь Рамачандра. Обошедший тебя сразу же
освобождается от всех грехов".
Вознеся эти чудесные молитвы, царь
Читраратха и его подданные бодрствовали всю ночь, молясь и поклоняясь в
соответствии с предписаниями, руководящими священным постом экадаши. В
это благословенное время поста и молитвы в собрание пришел очень
безбожный человек, содержащий себя и семью убийством животных.
Обремененный усталостью и грехами, охотник увидел царя и жителей
Вайдиши, проводящих Амалаки экадаши во всенощном бдении, посте и
поклонении Господу Вишну в прекрасном лесу, освещенном множеством
горящих ламп. Охотник подошел поближе, удивленный открывшимся пред ним
необычным зрелищем. "Что происходит здесь?" - подумал он.
В этом
лесу под священным деревом Амалаки он увидел сидящее на асане из сосуда с
водой Божество Господа Дамодары, которому поклонялись, и услышал пение
преданными священных гимнов, описывающих трансцендентные игры и облик
Господа Шри Кришны. Охотник, хотя и был неисправимым безбожным убийцей
беззащитных птиц и животных, провел всю ночь в великом изумлении
созерцая празднование экадаши и слушая прославление Господа.
Когда
взошло солнце, царь со своей свитой - святыми и всеми жителями -
завершили поклонение и возвратились в город Вайдиша. Тем временем
охотник вернулся в свою хижину и поел. В должный срок охотник
умер, но в награду за то, что он постился в Амалаки экадаши и слушал
прославление Верховной Личности Бога, а также бодрствовал вою ночь, он
родился великим царем, обладающим многими колесницами, слонами, лошадьми
и солдатами. Звали его Васуратха, сын царя Видуратхи, и правил он
царством Джаянти.
Царь Васуратха был силен и бесстрашен,
лучезарен, как солнце, и прекрасен, как луна. Силой он был подобен
Вишну, а милосердием - самой Земле. Очень милостивый и всегда
справедливый царь Васуратха всегда совершал любовное преданное служение
Всевышнему Господу, Шри Вишну. Благодаря этому он стал очень опытен в
ведическом знании. Всегда занятый делами государства был доволен,
заботясь о подчиненных, как о своих детях. Он не любил гордость в
ком-либо; заметив это, он разрушал ее. Он совершил много
жертвоприношений и всегда делал так, чтобы в его царстве нуждающиеся
получали достаточную поддержку.
Однажды, охотясь в джунглях, царь
Васуратха сбился с пути и заблудился. Проблуждав некоторое время и
окончательно устав, он остановился под деревом и, пользуясь его ветвями
как подушкой, заснул. Пока он спал, рядом с ним проходило какое-то
варварское племя, и, вспомнив свою старую неприязнь к царю, стало
обсуждать, как его убить.
"Так как он убил наших отцов, матерей,
зятьев, внуков, племянников и дядей, мы вынуждены бесцельно скитаться,
как сумасшедшие". Сказав так они приготовились убить царя Васуратху
различным оружием, включая копья, сабли, стрелы и магические веревки. Но
все это смертельное оружие не смогло даже коснуться спящего царя, и
нецивилизованные дикари-собакоеды испугались. Страх забрал у них силу.
Они потеряли последние остатки ума и стали почти бессознательны в своем
изумлении и слабости.
Внезапно, поразив дикарей, из тела царя
появилась красивая женщина. На ней было много украшений, вокруг нее
распространялся удивительный аромат, шею ее украшала удивительная
гирлянда, брови ее двигались в сильном гневе, ее красные глаза сверкали в
ярости - она казалась олицетворенной смертью. Своей пламенной чакрой
она быстро убила все племя охотников, пытавшихся убить царя.
Когда
царь проснулся и увидел рядом с собой мертвых дикарей, он пришел в
изумление. Он удивился: "Это все мои большие враги! Кто же убил их? Кто
мой великий благодетель?" И тогда он услышал голос с небес: "Ты
спрашиваешь, кто помог тебе? Но кто тот единственный, кто может помочь в
беде каждому? Никто иной, как Шри Кешава, Верховная Личность Бога,
спасает принявших убежище у него без эгоистичных мотивов".
Выслушав
эти слова, царь Васуратха переполнился любовью к Личности Бога. Он
вернулся в свою столицу и правил в ней беспрепятственно подобно второму
Индре. Поэтому, о царь Мандхата, - заключил почтенный Васиштха Муни, -
каждый, соблюдающий священный Амалаки экадаши, несомненно достигнет
высшей обители Господа Вишну, так велика награда за соблюдение этого
наисвятейшего дня поста".
Так заканчивается повествование о
славе Пхалгуна-шукла экадаши, или Амалаки экадаши, из Брахманда Пураны.
Примечания
1.
Шесть ветвей ведического знания: 1) система Карма-мимамса Джаймини; 2)
система Санкья Господа Капилы, сына Девахути; 3) ньяя философия Гаутамы и
Канады; 4) майявада философия Аштавакры; 5) йога-сутры Патанджали; 6)
Бхагавата - философия Шрилы Вьясадевы.
http://ekadash.ru/calendar/11/
|