Юдхиштхира Махараджа сказал: "О Джанардана, как
называется экадаши двух светлых недель месяца вайсакха (апрель-май)? Как
правильно соблюдать его? Милостиво поведай мне все это".
Господь
Шри Кришна ответил: "О благословенный сын Дхармы, сейчас Я
опишу тебе, что однажды рассказал Васиштха Муни Господу Рамачандре.
Господь Рамачандра сказал Васиштхе Муни: "О великий святой, Я хочу
услышать о лучшем среди всех дней поста, дне, разрушающем все виды
грехов и печалей. Я долго страдал в разлуке со Своей дорогой Ситой и
хочу услышать от тебя, как прекратить эти страдания".
Святой
Васиштха ответил: "О Господь Рама, о проницательный, просто вспомнив
Твое имя можно пересечь океан этого материального мира. Ты спросил меня
на благо всего человечества, и для исполнения желаний всех я опишу
сейчас этот день поста, очищающий весь мир. О Рама, этим днем является
Вайсакха-шукла экадаши, выпадающий на двадаши. Он устраняет все грехи и
его прославляют как Мохини-экадаши (1).
Воистину, о Рама, благо
этого экадаши освобождает из сетей илюзии удачливую душу, соблюдавшую
его. Поэтому, если Ты хочешь избавиться от страдания, соблюдай в
совершенстве этот благоприятный экадаши, устраняющий с пути все
препятствия и избавляющий от несчастья. Милостиво выслушай как я опишу
его величие, ибо даже просто слушая об этом благоприятном экадаши,
избавляются от величайших грехов.
На берегу реки Сарасвати
когда-то был чудесный город Бхадраве, и, которым правил царь Дьютиман. О
Рама, этот стойкий, справедливый и очень умный царь родился в лунной
династии. В его царстве жил купец по имени Дханапала, накопивший много
зерна и денег. Он был также очень набожен. Он вырыл озера, воздвиг арены
жертвоприношений и разбил красивые парки для блага всех жителей
Бхадравати. Он был превосходным преданным Вишну и имел пять сыновей:
Суману, Дьютимана, Медхави, Сукрити и Дхриштабудхи.
К
несчастью, его сын Дхриштабудхи всегда был занят греховной
деятельностью, спал с проститутками и общался о падшими людьми. Он
наслаждался недозволенным сексом, азартными играми и многими другими
видами чувственного удовлетворения. Он не уважал полубогов, брахманов,
предков, старших и гостей семьи. Зловредный Дхриштабуддхи без разбора
тратил добро отца, всегда ел недозволенную пищу и пил много вина.
Однажды Дханапала, увидев Дхриштабуддхи идущим по дороге в обнимку с
проституткой, выгнал его из дому.
Все родственники очень
осуждали Дхриштабуддхи и сторонились его. После того, как он продал свои
украшения и стал бедняком, проститутки также отвернулись от него и
издевались над его нищетой. Теперь Дхриштабуддхи был полон беспокойства
и, к тому же, голоден. Он думал: "Что мне делать? Что мне делать? Как
поддержать себя?"
Он стал воровать. Царские стражники поймали
его, но узнав, что его отец - прославленный Дханапала, отпустили. Его
ловили и отпускали много раз. Но в конце концов Дхриштабуддхи был
пойман, закован в кандалы и избит. Избив его, царские управляющие
сказали: "О злонамеренный! Нет тебе здесь места". Однако отец освободил
Дхриштабуддхи, который сразу же отправился в лесную чащу.
Он
бродил по лесу, очень страдая от голода и жажды. В конце концов, для
пропитания он стал убивать львов, оленей, кабанов и волков. В его руках
всегда был наготове лук, а через плечо перекинут колчан с острыми
стрелами. Также он убил и многих птиц: чакор, павлинов, канк и голубей.
Без колебаний убивал он птиц и зверей, и грехи его день ото дня
возрастали. В дополнение к своим предыдущим грехам он теперь погрузился в
океан великого греха.
Дхриштабудхи всегда был несчастен и
обеспокоен. Но однажды в месяц вайсакха силою какого-то доброго дела,
совершенного в прошлом, он набрел на священный ашрам Каундиньи Муни.
Великий святой только что совершил омовение в Ганге, и вода капала с
него. Дхриштабудхи предоставилась великая удача дотронуться до этих
капель, стекающих с одежд святого. Мгновенно Дхриштабудхи освободился от
невежества и последствия его грехов уменьшились.
Выражая свое
смиренное почтение Каундинье Муни, Дхриштабудхи со сложенными ладонями
молил его: "О великий брахман, пожалуйста, расскажи, какое искупление
могу я совершить. В своей жизни я сделал много греха, и теперь очень
несчастен".
Великий риши ответил: "Сынок, слушай с большим
вниманием. Выслушав меня, ты освободишься от всех грехов. В
светлую половину месяце вайсакха наступит священный Мохини экадаши,
обладающий силой уничтожать грехи такие огромные и тяжелые, как гора
Сумеру, если последуешь моему совету и с преданностью будешь поститься в
этот экадаши, который так дорог Господу Хари, ты освободишься от
последствий всех грехов многих, многих жизней".
С
огромной радостью выслушав эти слова, Дхриштабудхи пообещал поститься в
Мохини экадаши в соответствии с указаниями святого. О лучший из царей, о
Рама, соблюдая полный пост в Мохини экадаши грешник Дхриштабудхи,
непутевый сын купца Дханапалы, стал безгрешен. Впоследствии он обрел
чудесный трансцендентный облик и беспрепятственно отправился в высшую
обитель Господа на спине Гаруды, носящего Вишну. О Рама, день поста
Мохини экадаши рассеивает тьму иллюзорной привязанности к материальному
существованию. Поэтому, нет лучшего дня во всех трех мирах".
Господь
Кришна завершил: "Итак, О Юдхиштхира, ни паломничество, ни
жертвоприношение, ни милостыня не могут дать даже шестнадцатой части
блага, полученного Моим искренним преданным, соблюдающим Мохини экадаши,
слушающий же и изучающий величие Мохини экадаши достигает блага,
равного раздаче в милостыню тысячи коров".
Так заканчивается
повествование о славе Ваисакха-шукла экадаши или Мохини экадаши, из
Курма Пураны.
Примечания
1. Если
священный пост выпадает на двадаши, в ведической литературе его все
равно называют "экадаши". Кроме того, в Гаруда Пуране [1.125.6] Господь
Брахма говорит Нараде Муни: "О брахман, этот пост надо соблюдать в
полный экадаши, когда экадаши совпадает с двадаши и в три дня (экадаши,
двадаши и трайодаши), но не в день, когда датами совпадает с экадаши".
|