Однажды Бхимасена, младший брат Махараджи Юдхиштхиры, спросил великого
мудреца Шрилу Вьясадеву, деда Пандавов, возможно ли вернуться в духовный
мир без соблюдения всех правил и предписаний постов экадаши.
Бхимасена
сказал: "О высокомудрый дед, брат мой Юдхиштхира, моя
дорогая мать Кунти и моя возлюбленная жена Драупади, так же, как
Арджуна, Накула и Сахадева, полностью постятся в экадаши и строго
следуют всем предписаниям и правилам этого святого дня. Но, о дед, я
говорю им, что не могу жить без еды, потому что голод невыносим для
меня. Я раздам щедрые пожертвования, буду правильно поклоняться Шри
Кешаве, но я не могу поститься в день экадаши. Пожалуйста, расскажи мне,
как достичь этого же результата без поста".
Выслушав
эти слова, Шрила Вьясадева ответил: "Если ты хочешь попасть
на небесные планеты и избежать адских планет, тебе конечно же надо
соблюдать пост как в светлые, так и в темные экадаши".
Бхима
сказал: "О великомудрый дед, пожалуйста, выслушай мой
довод. О величайший из муни, ведь я не смогу жить, если не поем хотя бы
раз в день. Как же я останусь в живых, если я буду поститься и совсем
перестану есть? Мой желудок сожжет изнутри огонь, называемый арика,
огонь пищеварения (1). Только когда я ем досыта, огонь в моем желудке
становится довольным. О великий святой, я способен попоститься один раз,
но прошу тебя, расскажи мне об экадаши, который исключает все остальные
экадаши. Я буду преданно соблюдать этот пост в смиренной надежде стать
достойным освобождения."
Шрила Вьясадева ответил: "О царь, ты уже слышал от меня о различных видах предписанных
обязанностей, таких как тщательно разработанные ведические церемонии.
Однако, в Кали-югу никто не сможет выполнить все эти обязанности как
должно. И, тем не менее, я скажу тебе, как, практически не прилагая
больших усилий, можно самой малой степенью аскезы извлечь максимальную
пользу и, в конце концов, достичь счастья. Суть описанного в ведической
литературе, называемой Пураны, состоит в том, чтобы отказаться от пищи
как в экадаши темной, так и светлой половины месяца. Кто постится в
экадаши, тот спасается от адских планет".
Выслушав слова
Вьяеадевы, Бхимасена, сильнейший из воинов, пришел в ужас и затрясся,
как баньяновый лист при сильном ветре. Испуганный, он спросил: "О дед,
что же мне делать? Ведь я не смогу круглый год голодать дважды в месяц.
Прошу тебя, назови один день, голодая в который, я получу наибольшее
благо!"
Вьясадева ответил: "Ты должен
поститься, избегая даже воды, в экадаши, приходящий в светлую половину
месяца Джйештха (май-июнь), когда солнце проходит через знаки Близнецов и
Тельца. Ученые мужи говорят, что в эти дни можно совершать омовения и
ачаману для очищения. Но совершая ачаману, можно выпить количество воды,
равное крупице золота, или столько, сколько может вместить одно
горчичное зерно. Только такое количество воды должно помещаться на
ладонь, сложенную в виде коровьего уха. Если выпить больше воды, можно
опьянеть как от вина. В это же время нельзя есть что-либо: если этого не
выполнять, пост будет нарушен. Этот строгий пост действует с восхода
солнца в экадаши до восхода солнца двадши. Если попытаться очень строго
провести этот пост, то легко можно достичь успехов в соблюдении всех
двадцати четырех экадаши целого года.
В двадаши преданный
должен рано утром совершить омовение. Затем, согласно установленным
правилам и предписаниям и в зависимости от своих возможностей он должен
преподнести немного золота и воды достойным брахманам. И, наконец, он
должен в радости почтить прасад с брахманами. О Бхимасена, тот, кто
соблюдает этот экадаши, тем самым получает воздаяние всех экадаши года. В
этом нет сомнений. А теперь, Бхима, послушай о воздаянии за соблюдение
этого экадаши.
Всевышний Господь Кешава, держащий раковину,
диск, палицу и лотос, сказал мне: "Каждый должен принять у Меня убежище и
следовать Моим наставлениям". Еще Он сказал мне, что соблюдающий этот
экадаши освобождается от последствий всех грехов. Тот, кто строго
соблюдает пост Нирджала в Джйештха-шукла экадаши воистину получит то же
воздаяние, что и за соблюдение всех остальных экадаши.
О
Бхимасена, в Кали-югу - век ссор и лицемерия, когда все ведические
принципы будут уничтожены или в высшей степени ограничены, и когда не
будет верного пожертвования и соблюдения древних ведических принципов и
церемоний, как можно будет тогда очиститься? Но у человека есть удобный
случай - поститься в экадаши и освободиться от всех своих прошлых
грехов.
О сын Вайю, что я могу сказать тебе еще? Ты
не должен есть ни в темные, ни в светлые экадаши и не должен даже пить
воду в особенно благоприятный день Джйештха-шукла экадаши. О Врикодара,
каждый, кто соблюдает этот экадаши, получит то же воздаяние, что и
совершающий омовения во всех местах паломничества, раздающий все виды
милостыни и соблюдающий все темные и светлые экадаши. В этом нет
сомнения.
О тигр среди людей, кто бы ни постился в этот
экадаши истинно станет великим и достигнет всего: богатства, силы и
здоровья. И в страшный момент смерти ужасные ямадуты, лица которых желты
и черны, которые потрясают огромными дубинами и вертят в воздухе
мистическими веревками паша, не смогут приблизиться к нему. Скорее такая
преданная душа будет взята в высшую обитель Господа Вишну вишнудутами,
чьи трансцендентно прекрасные тела одеты в пышные желтые одежды и каждый
из которых в своих четырех руках держит диск, палицу, раковину и лотос.
Достичь всех этих благ можно, точно соблюдая этот очень важный экадаши и
избегая даже воды".
Когда Пандавы услышали о благах, которые
достигаются соблюдением Джйештха-шукла экадаши, они решили соблюдать его
точно так, как Шрила Вьясадева объяснил их брату Бхимасене. Все Пандавы
соблюдали его, воздерживаясь от пищи и воды, а поэтому этот экадаши
теперь называют Пандаванирджала двадаши (2).
Шрила
Вьясадева продолжая: "О Бхима, соблюдая этот экадаши, ты
избавишься от всех грехов. Ты должен так молиться Верховной Личности
Бога, Господу Шри Кришне: "О Господь всех полубогов, о Верховная
Личность Бога, сегодня я буду соблюдать экадаши не принимая воды. О
безгрешный Ананта, я прерву этот пост на следующий день, в двадаши". С
этого момента, чтобы избавиться от грехов, преданный должен честно
соблюдать пост экадаши с верой в Господа и полностью контролируя свои
чувства. И неважно, равны ли грехи горе Сумеру или холму
Мендарачала; если он или она соблюдает этот экадаши, то грехи
уменьшаются и сгорают дотла. Такова великая сила экадаши.
О лучший из царей, человек должен в этот экадаши также раздавать в
милостыню воду и коров. Если по каким-то причинам он не может этого
сделать, то ему следует дать достойному брахману какую-то одежду или
горшок воды. Ведь воздаяние, получаемое только за раздачу воды, равно
тому, что получают за раздачу золота 10 000 000 раз в день. О Бхима,
Господь Шри Кришна сказал, что соблюдавший этот экадаши должен совершить
священное омовение, дать милостыню нищему, повторять святое имя Господа
на джапа-мале и совершить какое-либо из рекомендованных
жертвоприношений; совершив это, он получит вечное благо. И нет нужды
совершать какие-либо другие религиозные действия. Соблюдение только
одного этого экадаши приведет человека в высшую обитель Шри Вишну.
О лучший из Куру, если кто-то жертвует в этот день золото, одежду или
что-нибудь еще, воздаяние, им получаемое, - вечно. Запомни: тот, кто
съест хоть зернышко в экадаши, оскверняется грехом, и грехом является
любая еда. Из-за этого он уже становится собакоедом и после смерти будет
страдать на адских планетах. А тот, кто соблюдает священным
Джйештха-шукла экадаши и раздает пожертвования, обязательно достигнет
освобождения от повторяющихся рождений и смертей и попадет в высшую
обитель.
Соблюдение этого экадаши, который совпадает с
двадаши, освобождает от ужасного греха убийства брахмана, употребления
алкоголя, зависти к своему духовному учителю и невниманию к его
наставлениям, а также лжи. Слушай дальше, о лучший из живущих. Любой
мужчина или женщина, точно соблюдающие этот пост и поклоняющиеся
Всевышнему Господу Джалашайи (Тому, Кто спит в воде), и подносящие на
следующий день достойному брахману лучшие сладости и жертвующие коров и
деньги, будут настолько угодны Всевышнему Господу Васудеве, что сто их
предков попадут в обитель Господа, даже если они были грешниками, имели
дурной характер или даже были самоубийцами. Воистину, тот, кто соблюдает
этот экадаши, возносится на дивном летающем корабле в обитель Господа.
Тот, кто в этот день даст брахману кувшин, зонт или обувь,
попадает на небеса. Воистину, тот, кто просто слушает это прославление,
также попадет в трансцендентную обитель Господа Шри Вишну. Тот, кто
совершает обряд шраддха, поминая предков в день новолуния, того называют
амавасья, особенно если это происходит во время солнечного затмения, и
тот несомненно достигнет великого воздаяния, и то же воздаяние заслужит и
просто слушающий это святое повествование - так силен и дорог Господу
этот экадаши. Также следует очень тщательно чистить зубы, не принимать
пищи и питья, соблюдая этот экадаши для удовлетворения Всевышнего
Господа, Кешавы.
В день после экадаши надо поклоняться
Верховной Личности Бога в облике, известном как Тривикрама, предлагая
Ему воду, цветы, благовония и ярко горящий светильник. Затем преданный
должен от всего сердца сотворить молитву: "О Бог богов, о избавитель
всех, о Хришикеша, властелин чувств, милостиво даруй мне освобождение,
хоть я и не могу предложить Тебе ничего, кроме этой скромной чашки,
наполненной водой".
После этого преданный должен пожертвовать
чашу с водой брахману. О Бхимасена, после соблюдения этого поста экадаши
и раздачи в милостыню рекомендованных предметов, согласно своим
возможностям, преданный должен накормить брахманов и затем молча вкусить
прасад".
Шрила Вьясадева завершил: "Я
очень настаиваю на том, чтобы ты соблюдал пост в этот благоприятный,
очищающий, уничтожающий грехи двадаши именно таким образом, как я тебе
рассказал. Так ты полностью освободишься от всех грехов и достигнешь
высшей обители".
Так заканчивается повествование о славе
Джйештха-шукла экадаши, или Бхимасена-нирджала экадаши, из
Брахма-вайварта Пураны.
Примечания
1.
Происхождение Агни, бога огня: от Господа Вишну к Брахме, от Брахмы к
Ангирасе, от Ангирасы к Брихаспати и от Брихаспати к Самью, который был
отцом Агни. Найрити поручил ему охранять юго-восточные ворота. Он - один
из восьми материальных элементов, и, также как Парикшит Махараджа очень
опытен в проверке поступков. Однажды он проверил Махараджу Шиби,
превратившись в голубя. (Для дальнейшей информации смотри
Шримад-Бхагаватам Шрилы Прабхупады /1.12.20/). Агни разделяется на три
категории. Девагни - огонь в дереве, Джатхарагни - огонь пищеварения в
желудке и Вадавагни - огонь, создающий туман, когда теплое и холодное
течения смешиваются в океане. Другое название огня в желудке - Врика.
Это и есть тот мощный огонь, который поселился в желудке Бхимасены.
2. Как указывается в самом Шримад-Бхагаватам [12.13.12 и 15].
Бхагаватам является эссенцией всей философии Веданты
(сара-веданта-сарам). Недвусмысленное послание Бхагаватам - полное
предание Господу Кришне и вознесение Ему преданного любовного служения.
Строгое соблюдение экадаши является великой помощью в этом процессе, и
здесь Шрила Вьясадева просто подчеркивает важность экадаши.
3.
Хотя астрологически пост приходится на двадаши, в ведической
цивилизации его продолжают называть "экадаши".
|