Ашрамы - центры, где практикуются восточные духовные дисциплины
- помогают сотням американцев переживать кризис, сообщает The New York
Times. В связи со сложившейся экономической ситуацией и ростом
безработицы программы по занятию йогой, основанные на принципе обмена
трудом, стали пользоваться все большей популярностью. Ашрамы предлагают
каждому ученику трехразовое вегетарианское питание и комнату в обмен на
немного денег и ежедневный труд.
Потеря работы в компании Intel наконец-то придала Стивену Однохе из
Нью-Мехико решимости для совершения трехдневного путешествия в
Гималайский институт, расположенный в Хонздейле, штат Пенсильвания. На
протяжении долгого времени Одноха задавался вопросом, каким образом
найти свободное время, чтобы присоединиться к годовой программе по
занятиям йогой. Ответ нашелся сам собой - в сентябре 2007 года он был
уволен.
"Я рассчитывал, что к тому времени, как я закончу
медитационную программу, экономика начнет восстанавливаться, а я смогу
возвратиться и рассмотреть вакансии, доступные для моей технической
специальности", - рассказывает 40-летний Стивен, собирая дикий тимьян
во дворе Института. Как уже стало очевидным, экономика и не думает
восстанавливаться, но его сей факт не расстраивает. Теперь он проводит
каждый день в окружении лесов в кампусе площадью 100 гектар, практикует
хатха-йогу и медитацию, изучает духовные тексты, выезжает на
велосипедные прогулки и готовит на университетской кухне.
За
кулинарные труды и 3 тыс. долларов в год Стивен получает от Института
комнату, трехразовое вегетарианское питание и неограниченный доступ ко
всем занятиям, семинарам и конференциям.
Как пишет The New York Times, Гималайский институт - далеко не
единственное на сегодня учреждение, предоставляющее искателям духовного
роста соответствующее образование за сумму от 300 до 900 долларов в
месяц. Основной принцип подобных программ - работа "по обмену":
новоиспеченные студенты несколько часов в день выполняют несложные
работы по хозяйству вроде ухода за садом и уборки комнат, взамен же
получают жилье и пищу - как физическую, так и духовную.
В
связи со сложившейся экономической ситуацией и ростом безработицы
подобные программы по "обмену" трудом стали пользоваться все большей
популярностью. Например, количество участников летней программы
Гималайского института возросло вдвое по сравнению с прошлым годом (22
студента против 11 в 2008 году). Подобная ситуация наблюдается и в
других подобных организациях - в Горном Центре Tassajara Zen в Кармель
Вэлли и Satchidananda Ashram в Букингеме, штат Вирджиния, больше
известном как "Йогавилль".
Руководители этих программ отмечают
зависимость между ростом безработицы и ростом интереса к восточным
духовным практикам. Тодд Уолфенберг, директор по маркетингу
Гималайского института, считает, что в последнее время большинство
заявлений поступает от выпускников ВУЗов и людей, прежде весьма
успешных в бизнесе. "Я подозреваю, что
данная
ситуация складывается в связи с нынешними экономическими условиями, при
которых выпускники не в состоянии найти работу, а уже состоявшиеся
профессионалы вынуждены оставлять рабочие места",
- считает Уолфенберг. Разумеется, в основном в духовные студенты
подались люди свободных профессий, предоставленные самим себе, -
например, писатели и частные предприниматели.
Длительность
программ по занятиям йогой варьируется от пары дней, как, например, в
Ашраме Полного Блаженства в Монро, Нью-Йорк, до нескольких месяцев и
даже лет. Как правило, студентам изначально предлагается изучить основы
- на это уходит месяц. Так, 28-дневная программа Гималайского института
по "самотрансформации" начинается в 6 утра с медитации; в течение дня
студенты занимаются хатха-йогой и дыхательной гимнастикой. Около 4
часов в день ученики тратят на выполнение хозяйственных работ. Институт
предлагает каждому участнику трехразовое вегетарианское питание и
комнату. Стоимость подобной программы - 825 долларов. "Данная программа
разработана для тех, кто находится в поиске новой работы, отпуске или
просто "выгорел" и нуждается в отдыхе", - рассказывает Уолфенберг.
Среди
участников летней программы нынешнего года можно встретить и недавнего
выпускника колледжа, и владельца телекоммуникационной компании, и
основателя неправительственной организации - в духовном поиске все
равны. "Для меня такая обстановка нетипична", - рассказывает 52-летний
Джеффри Вебб, владелец шиномонтажа из Огасты, штат Джорджия, нарезая
овощи для ланча. Вебб приехал в Гималайский институт, чтобы замедлить
ритм своей жизни: "Я все время в движении. Таким образом, участие в
этой программе - эксперимент над самим собой". Через стол от Джефри
сидит Лори Смит, официантка и бармен из Неаполя, штат Флорида. В ашрам
ее привело нежелание проводить свои каникулы, сидя в пляжном кресле.
"Мне захотелось заняться чем-то полезным, вместо того, чтобы попусту
тратить деньги и время", - объясняет 36-летняя Смит. Как и ее
"сокурсники", Лори находит в подобном времяпрепровождении исключительно
плюсы.
Йехнемса Онеха, координатор курсов в Ашраме Полного Блаженства, считает, что
главными
плюсами в таких программах является рост духовной самоотверженности и
силы воли: "Деятельность помогает распространять положительную энергию.
Вы работаете для чьего-либо комфорта и благосостояния".
Ашрам Полного Блаженства в кризис дает приют всем духовным
странникам, способным выплатить полную стоимость курса или нанимающихся
на работы. Гости проживают среди постоянных обитателей ашрама, изучая
йогу, медитацию и санскрит на фоне живописных холмов и водоемов. "Это -
мое Нью-Йоркское убежище", - говорит 27-летняя Эрин Лобенхеймер из
Бруклина, домывая посуду на кухне. Эрин, лишившаяся работы в сфере
модной индустрии в связи с кризисом, говорит, что трехчасовая работа по
хозяйству дает ей необходимую скидку для регулярных посещений Ашрама
Полного Блаженства. "Это - большой старт для тех, кто хочет начать жить
заново", - считает она.
Однако ашрамы - это далеко не курорты.
Как и в Гималайском Институте, в Ашраме Полного Блаженства постояльцы
платят от 40 долларов за выходные до 425 долларов за месяц проживания в
общей комнате. Г-жа Омнеха отмечает, что месячная программа ашрама
создана для исследования своего духовного мира, а никак не для бегства
от действительности:
"Нежелание
иметь дело с реальностью - это не самое лучшее побуждение для обращения
к нам", - считает она. По ее мнению, йога - не панацея от долгов по
кредитам.
Кроме того, какой бы идиллической такая жизнь не казалась в мечтах, она может породить и массу психологических проблем.
41-летняя
Алиса Филлипс до приезда в ашрам была танцовщицей, специалистом по йоге
и даже занималась производством документальных фильмов. Теперь она -
администратор столовой в Ашраме Полного Блаженства. "Когда я впервые
приехала в ашрам на выходные, я занималась мытьем посуды. Каждую
секунду я спрашивала себя: "Кем ты стала теперь, если работаешь
посудомойкой?" - рассказывает Алиса. Это чувство знакомо и г-ну Однохе,
однако пока он не жалуется. По мнению Стивена, приготовление еды для
постояльцев хоть и косвенно, но все же помогает выполнять главную
миссию института - оказание гуманитарной помощи голодающим Африки и
Индии: "Работая в Intel, я помогал владельцу заработать на новую яхту.
Согласитесь, здесь я делаю что-то совершенно иное".
http://www.strana.ru
|