Юдхиштхира Махараджа сказал: "О
Вишну, владыка всего, о восторг трех миров, о Господь вселенной, о
творец мира, о старейший, о лучший из всех существ, я почтительно
склоняюсь перед тобой. О Бог богов, для блага всех живых существ
милостиво ответь на мои вопросы. Как называется экадаши светлой половины
месяца маргаширша, устраняющий все грехи? Как правильно соблюдать его и
какому Божеству поклоняться в этот день? О Господь, пожалуйста, дай мне
исчерпывавший ответ".
Господь Шри Кришна молвил: "О
Юдхиштхира, твой вопрос очень благоприятен и принесет тебе славу. Так
же, как раньше Я объяснил тебе ценнейший утпанна маха-двадаши (*),
наступающий с темной половиной месяца маргаширша, день, когда из моего
тела явилась Экадаши-деви, чтобы убить демона Муру, день, приносящий
благо всему одушевленному и неодушевленному в трех мирах, - так же
теперь Я объясню тебе экадаши светлой половины месяца маргаширша.
Этот
экадаши известен как Мокшада, ибо он очищает искреннего преданного от
всех последствий грехов и дарует ему освобождение. В этот день
поклоняются Божеству Господа Дамодары. В полном сосредоточении надо
поклоняться Ему, поднося благовония, светильник на гхи, цветы и туласи
манджари (бутоны цветка).
О лучший из царей, пожалуйста,
выслушай, как Я поведаю тебе старую и благоприятную историю этого
экадаши. Просто слушая эту историю, можно достичь блага, получаемого
совершением жертвоприношения коня. Это освободит предков, матерей,
сыновей и других родственников, попавших в ад, и даст им возможность
войти в рай. Поэтому, о царь, внимательно слушай это повествование.
Это
случилось в чудесном городе Чампаконагари, украшенном преданными
вайшнавами. Лучший из святых царей, Махараджа Вайкханаса, правил в нем
своими подданными, как своими сыновьями и дочерьми. Брахманы этого
стольного града были опытны в четырех видах ведического знания.
Праведный правитель однажды ночью во сне увидел отца, испытывающего
мучения пыток на адских планетах. Царь исполнился сострадания и проливал
слезы. Следующим утром Махараджа Вайкханаса рассказал свой сон собранию
дваждырожденных брахманов.
"О брахманы, - сказал царь, - прошлой
ночью во сне я увидел отца, страдающего на адских планетах. Он кричал:
"О сын, освободи меня от мук ада". Я потерял покой и даже это чудесное
царство стало невыносимо мне. Даже мои кони, слоны, колесницы не милы
мне, и огромное богатство вовсе не радует меня. О лучшие из брахманов, с
тех пор, как я увидел мучения отца в пытках ада, даже жена и сыновья,
стали для меня источником несчастья. Куда мне пойти и что мне сделать, о
брахманы, чтобы облегчить его страдания?
Мое тело пылает огнем и
горем! Пожалуйста, поведайте мне, какую милостыню надо мне раздать,
каким образом поститься, какую аскезу или глубокую медитацию
предпринять, чтобы освободить отца от агонии и дать моим предкам
освобождение. О лучшие из брахманов, какой смысл в существовании
могущественного сына, если его отец вынужден страдать на адских
планетах? Воистину, жизнь такого сына полностью бесполезна!"
Дваждырожденные
брахманы ответили :"0 царь, в горном лесу недалеко отсюда есть ашрам, в
котором живет великий святой Парвата Муни. Иди к нему; он знает
прошлое, настоящее и будущее каждого и, конечно же, может помочь тебе в
твоем горе".
Выслушав этот совет, горюющий царь сразу же
поднялся и направился в ашрам прославленного святого Парвата Муни. Ашрам
был очень большим: в нем жило много ученых мудрецов, опытных в
воспевании священных гимнов четырех Вед (**). Придя в святой ашрам, царь
увидел Парвата Муни восседающим среди мудрецов подобно Господу Брахме,
нерожденному творцу. Махараджа Вайкханаса выразил муни свое смиренное
почтение, преклонив колени, а затем простершись ниц пред ним. После
того, как царь сел, Парвата Муни спросил его о благополучии семи
составляющих обширного царства (3). Также муни спросил, свободно ли его
царство от бед, умиротворены ли жители и счастливы.
Отвечая,
царь оказал: "Твоей милостью, о прославленный мудрец, все семь
составляющих моего царства находятся в благополучии. Однако недавно
появилась проблема, и, чтобы решить ее, я пришел за советом к тебе, о
брахман".
Затем Парвата Муни, лучший из всех святых, закрыл
глаза и медитировал на прошлое, настоящее к будущее царя. Спустя
некоторое время от открыл глаза и сказал: "Твой отец страдает в
результате великого греха, и я нашел причину. В своей предыдущей жизни
он поссорился с женой, сексуально наслаждаясь ею в период менструации.
Она пыталась остановить его, крича: "Помогите! О муж, пожалуйста, не
беспокой меня в период месячных!" Однако он не оставил ее. Из-за этого
тяжкого греха твой отец пал в ад".
Тогда царь Вайкханаса сказал:
"О величайший из мудрецов, каким постом или пожертвованием могу я
освободить своего дорогого отца из этих условий? Пожалуйста, поведай
мне, как я могу устранить бремя последствий его грехов, которые являются
великой преградой на его пути к окончательному освобождению?"
Парвата
Муни ответил: "В светлой половине месяца маргаширша есть экадаши,
называемый Мокшада. Если ты строго, в полном посте, соблюдаешь этот
священный день, а полученное благо передашь своему страдающему отцу, он
избавится от страданий и тот час освободится".
Выслушав это,
Махараджа Вайкханаса сердечно поблагодарил святого и возвратился в свой
дворец. О Юдхиштхира, когда наступила светлая часть месяца маргаширша,
исполненный веры Махараджа Вайкханаса совершенным образом соблюдал пост в
экадаши вместе с женой, детьми и другими родственниками. Он послушно
передал полученное от поста благо отцу. Когда он сделал это, с небес
посыпались чудесные цветы. Отец царя, восхваляемый и сопровождаемый
посланниками полубогов отправился на небо.
Минуя сына, отец сказал царю: "Мой дорогой сын, да будут с тобой все блага!" Впоследствии он достиг райского царства (****).
О
сын Панду, тот, кто строго соблюдает священный Мокшада экадаши, следуя
установленным правилам и предписаниям, достигнет после смерти полного и
совершенного освобождения. Нет лучшего дня поста, чем этот экадаши двух
светлых недель месяца маргаширша, о Юдхиштхира; это кристально-чистый и
безгрешный день. Искренне соблюдающий этот пост в экадаши, который
подобен чинтамани (драгоценному камню, исполняющему все желания),
получит особое, трудно оценимое благо. Этот день может поднять на
небесные планеты и дальше к совершенному освобождению."
Так заканчивается повествование о славе Маргаширша-шукла экадаши. или Мокшада экадаши. взятое из Брахманда Пураны.
Примечания
1. Когда экадаши попадает на двадаши, преданные продолжают называть его экадаши.
2. Четыре Веды: Сама, Яджур, Риг и Атхарва.
3.
Семью составляющими владения царя являются: сам царь; его советники;
казна; военные силы; союзники; брахманы и жертвоприношения, совершаемые в
его царстве; потребности его подчиненных.
4. Если человек
соблюдает пост в экадаши для умершего отца, страдающего в аду, то
полученное благо дает предку возможность покинуть ад и достичь райского
царства, где он может практиковать преданное служение Кришне или Вишну и
вернуться обратно к Богу. Но соблюдающий экадаши для своего духовного
продвижения, сам приходит к Богу, никогда не возвращаясь в этот
материальный мир. |