Нынешний год имеет особые значение для приверженцев
индуизма. Священный месяц Пурушоттама
случается не каждый год, что-то вроде "долгого" февраля в високосный
год солнечного календаря. Как известно, люди на Востоке, прежде всего в
Индии, с любовью относятся к лунному календарю. Таким математически
точным календарем традиционно до сих пор пользуются Брахманы
индийских храмов и астрологи. Фактически жизнь святилищ в Индии, в
особенности, в крупных, выстроена в соответствии с лунными фазами. Кроме
того, лунный календарь выделяется еще и изяществом. Ведь Луна источает
мягкий прохладный успокаивающий свет, питающий растения соком, а ум -
мыслями.
Но есть и еще одна философская сторона лунной
"медали". Издревле жизнь аристократического сословия ведического
общества опиралась на предписанные ритуалы для улучшения кармы.
Представления о жизни цивилизованного человека формируются под влиянием
их естественных наклонностей. Деятельность может оказывать отпечаток
также и на мировоззренческую позицию и даже менять врожденное. В итоге
человек идет или путем кармы, или Бхакти, т.е. по пути служения Богу. С этой целью нам даны,
между прочим, два вида писаний: смарта и Парамартха.
Лунный год, как и солнечный, разбит на 12 частей.
Однако лунный год длинней солнечного и потому через каждые 32 месяца 16
дней и 4 часа к общим 12 месяцам приходится прибавлять еще один -
"тринадцатый". Этот месяц, числом дней более долгий, чем обычный,
удивителен тем, что в нем не бывает кармообразующей деятельности. Вся
благочестивая Карма распределена по остальным месяцам.
Из-за этого смарты (брахманы, признающие лишь обрядовость ради земных
благ) чураются Пурушоттама-масы, называя его "мала-масом", или "скверным
месяцем". Однако согласно парамартха-шастрам, Пурушоттама-маса как раз
преднаначен для осознания высшей цели человека. Эта цель лежит выше
поверхностной обрядовости и посвящена чистой духовности.
О славе месяца Пурушоттама рассказывается в различных
ведических священных писаниях-пуранах. Например, в своем предыдущем
рождении знаменитая героиня Махабхараты Драупади была дочерью мудреца
Медхи. Поскольку Драупади не придавала важного значения месяцу
Пурушоттама, даже выслушав наставления мудреца Дурвасы, она в следующем
рождении была наказана за свою беспечность бременем покорности сразу
пяти мужьям - братьям Пандавам. Но после того, как Пандавы и сама Драупади
подобающим образом провели Пурушоттама-масу, следуя указаниям Господа
Кришны, все они тотчас избавились от невзгод жизни в изгнании.
Как сообщает автор Рамаяны мудрец Вальмики, самым главным
советом Кришны следует считать чтение Шримад Бхагаватам, или Шримад-Бхагаватам”, Бхагавата-Пураны. Совершая
обычные ведические ритуалы, в том числе, огненные обряды Агни-хотра,
человек может достичь высоких райских планет, находящейся все же в
пределах тварного мира, но тот, кто правильно почитает месяц
Пурушоттама, достигает высочайшей духовной планеты Голока Вриндавана,
лежащей далеко за пределами материи.
Помимо погруженности в повествование о Кришне, в
месяц Пурушоттам предписываются и различные внешние действия,
направленые на обуздание сумасшедших чувств и столь же беспокойного ума.
Так, св. Бхактивинод Тхакур перечисляет для будущих поколений следующие
наставления Вальмики: нужно питаться пшеницей, разными видами риса и
шака (обжаренными на топленом масле съедобными травами, вроде шпината,
сныти, крапивы и проч.), йогуртом, коровьим, козьим и буйволиным
молоком, морской солью, фруктами, вареными овощами без масла. Нельзя
употреблять рыбу, мясо, мед, горчицу, спиртное, чеснок, хрен, лук,
морковь, грибы, листья джута, растительное масло, дважды разогретый рис,
лимоны, соль из солончаков, молочные продукты из медных сосудов, воду
из кожаных емкостей и вообще любую пищу, приготовленную для себя (т.е.
не поднесенную сперва Богу) и т.д. Возбраняется питаться за чужой счет,
ненавидеть других людей и существ, вступать в интимную связь с чужой
женой, путешествовать в далекие и чужие края не в паломничество,
оскорблять полубогов, Веды, Гуру, коров, тех, кто соблюдает обет,
женщин, царя и великих личностей. Поощряется половое воздержание, сон на
земле или полу, вкушение пищи с листьев и после полудня. Не следует
вступать в разговор с женщиной во время месячных, с падшими людьми, с
врагом брахманов и с неверующими в славу Вед.
Что и говорить – к плохому лучше не привыкать!
http://www.krishna.ru/content/view/2783/353/