Юдхиштхира
Махараджа сказал: "О Всевышний Господь, я выслушал Твое
объяснение Амалаки экадаши, приходящего в светлую половину месяца
Пхалгуна (февраль-март), а теперь я хочу услышать об экадаши двух темных
недель месяца чайтра (март-апрель). Как он называется, о Господь, и
какие результаты достигаются его соблюдением?"
Верховная
личность Бога, Господь Шри Кришна, ответил: "О лучший из
царей, для всеобщего блага я с радостью опишу тебе славу этого экадаши,
который называется Папамочани. Историю этого экадаши однажды поведал
правителю Мандхате Ломаша Риши.
Царь Мандхата обратился к риши:
"О Великий святой, для блага всех людей, пожалуйста, скажи мне название
экадаши, приходящего в темной половине месяца чайтра, и объясни, как
соблюдать его. Также, пожалуйста, опиши благо, достигаемое соблюдением
этого экадаши".
Ломаша Риши ответил: "Экадаши, приходящее в
темной половине месяца чайтра, называется Папамочани экадаши. Он
препятствует влиянию на преданного, исполненного веры, духов и демонов. О
лев среди людей, этот экадаши также дарует восемь совершенств жизни,
исполняет все желания, очищает жизнь человека от последствий всех грехов
и утверждает его в добродетели. Теперь выслушай историю, об этом
экадаши и Читраратхе, предводителе гандхаров (небесных музыкантов).
Однажды
весной Читраратха в обществе небесных танцовщиц пришел в лес, бушующий
многоцветием растений. Там к ним присоединились другие гандхарвы и
киннары, вместе с самим Господом Индрой, царем небес, наслаждавшимся
посещением леса. Каждый чувствовал, что нет сада, лучше этого. Там было
также много святых, совершающих аскезу и покаяние. Особенно полубоги
наслаждались посещением райского сада в месяцы чайтра и вайшакха
(апрель-май).
В том лесу жил великий святой Медхави и прелестные
танцовщицы всегда пытались обольстить его. В частности, одна прекрасная
дева, Манджугхоша, строила много планов, как привлечь великого Муни, но
из великого уважения к святому и страшась его силы, приобретенной за
многие и многие годы аскетизма, она не подходила к нему очень близко.
В
двух милях от святого она поставила тент, и, играя на бубне, стала петь
очень сладко. Сам бог любви взволновался, увидев и услышав ее чудесное
пение и почувствовав аромат ее сандаловой мази. Он вспомнил свой
неудачный опыт с Господом Шивой и решил взять реванш, соблазнив Медхави
(*). Пользуясь бровями Манджугхоши, как луком, взглядом, как тетивой,
глазами, как стрелами, и грудью, как мишенью, бог любви приблизился к
Медхави, искушая его прервать транс и обеты. Другими словами, бог любви
воспользовался Манджугхошей как помощницей, и когда она увидела
могущественного и привлекательного молодого святого, ее тоже охватила
страсть.
Видя его, красивого, обладающего большим разумом и
ученостью, сидящим в ашраме Чьяваны Риши, украшенным белым
брахманическим шнуром и священным посохом саньяси, Манджугхоша подошла к
нему. Она стала соблазнительно петь, и маленький колокольчик на ее
поясе и вокруг щиколоток, а также браслеты издавали восхитительные
музыкальные звуки. Манджугхоша медленно подошла к Медхави, движения ее
тела и нежные взгляды привлекли его. Она грациозно положила бубен и
обняла мудреца.
Ее руки были похожи на лианы, обвивающие могучее
дерево. Очарованный Медхави прервал медитацию и решил развлечься с нею -
и тотчас чистота сердца и ума покинула его. Перестав даже различать
день и ночь, он готов был идти за ней, чтобы развлекаться долгое, долгое
время (**). Видя, что святость молодого йога серьезно пошатнулась,
Манджугхоша решила покинуть его и вернуться домой.
Она сказала:
"О великий, пожалуйста, разреши мне вернуться домой".
Медхави
ответил: "Но ты только что появилась, о прекрасная, пожалуйста, останься
со мной хотя бы до завтра". Страшась йогической силы мудреца,
Манджугхоша оставалась с Медхави пятьдесят семь лет, девять месяцев и
три дня, но для Медхави все это время показалось мгновением.
Вновь
она попросила его: "Пожалуйста, разреши мне уйти".
Медхави
ответил: "Дорогая, выслушай меня. Останься со мной на ночь, а завтра
утром ты сможешь уйти, останься хотя бы до тех пор, пока я не выполню
свои утренние обязанности и не завершу воспевание священной мантры
Гаятри; пожалуйста, подожди этого".
Манджугхоша все еще боялась
большой йогической силы святого, но она постаралась улыбнуться и
сказала: "Как долго ты будешь совершать свои утренние гимны и ритуалы?
Пожалуйста, будь милостив и подумай о всем времени, проведенном со
мной".
Святой задумался о годах, когда он был с Манджугхошей, и
молвил затем в великом изумлении: "Да ведь я провел с тобой больше
пятидесяти семи лет?" Его глаза покраснели и стали метать молнии. Теперь
он смотрел на Манджугхошу как на олицетворенную смерть и
разрушительницу его духовной жизни.
"Мошенница! Ты дотла сожгла
все труднодостижимые результаты моей аскезы". Дрожа от гнева, он проклял
Манджугхошу: "О жестокосердая, падшая грешница! Ты знаешь только грех!
Пусть тебя постигнет ужасная доля! О мошенница, я проклинаю тебя стать
злобной пишачьей!"
Проклятая Медхави, Манджугхоша смиренно
взмолилась: "О лучший из брахманов, пожалуйста, смилостивись надо мной и
сними проклятие! Говорится, что общение с чистым преданным дает
немедленные результаты, но последствия его проклятия приходят только
через семь дней. Я была с тобой пятьдесят семь лет, о Господин, будь же
милостив ко мне!"
Медхави Муни ответил: "О кроткая, что я могу
сделать? Ты разрушила все мои аскезы. Но даже хотя ты и совершила этот
грех, я поведаю тебе как освободиться от моего гнева. В темной половине
месяца чайтра есть всеблагой экадаши, устраняющий все грехи. Он
называется Папамочани, о красавица, и любой, постящийся в этот священный
день полностью освобождается от рождения в любом демоническом облике". С
этими словами святой перенесся в ашрам отца.
Глядя на него,
вошедшего в жилище, Чьявана Муни сказал: "О сын, действуя незаконно, ты
растратил богатство своих обетов и аскез".
Медхави спросил: "О
отец, милостиво открой, как искупить отвратительный грех, который я
навлек на себя общением с танцовщицей Маджугхошей?"
Чьявана Муни
ответил: "Дорогой сын, ты можешь поститься в Папамочани экадаши,
который приходит в темную половину месяца чайтра. Он уничтожает все
грехи, как бы велики они ни были".
Медхави последовал совету
отца и постился в Папамочани экадаши. Таким образом были разрушены все
его грехи, и он вновь обрел свои заслуги. Манджугхоша также соблюдала
этот пост и освободилась от проклятия быть пишачьей. Вновь поднявшись в
небесные сферы, она обрела свое прежнее положение.
Ломаша Риши
продолжил: "Итак, о царь, великое благо поста в Папамочани экадаши дает
возможность соблюдающему его с верой и преданностью полностью уничтожить
все свои грехи".
Шри Кришна заключил: "О
царь Юдхиштхира, каждый читающий и слушающий о Папамочани экадаши
получит то же благо, что и от пожертввания тысячи коров, а также
устранит грех убийства брахмана, убийства зародыша абортом, употребления
опьяняющих напитков и осквернения ложа гуру. Таковы несчетные блага
правильного соблюдения этого священного дня Папамочани экадаши, который
так дорог Мне и достоин прославления".
Так заканчивается
повествование о славе Чайтра-Кришна экадаши, или Папамочани экадаши, из
Бхавишья-уттара Пураны.
Примечания
*
После того, как Господь Шива потерял свою дорогую жену Сати на
жертвоприношении Праджапати Дакши, Шива полностью разрушил все место
жертвоприношения. Затем он вернул своего тестя Дакшу к жизни, дав ему
голову козла, и, в конце концов, погрузился в медитацию на шестьдесят
тысяч лет. Однако Господь Брахма послал Канадеву (бога любви) прервать
медитацию Шивы. Пользуясь своими стрелами (звуком, вкусом,
прикосновением, запахом и образом), Кама атаковал Шиву, который вышел из
своего транса. Он так разгневался за доставленное беспокойство, что
мгновенно испепелил Каму взглядом своего третьего глаза.
**
Общение с женщиной так сильно, что мужчина забывает время, энергию,
имущество и даже себя самого. Как сказано в Нити-шастре, "стрийя
чаритрам пурушасья бхабьям дайво виджанати кито манушьях - даже полубоги
не могут предсказать поведение женщины и не могут понять будущее
человека, предопределенное его судьбой". Согласно Ягьявалки Муни, "тот
(брахмачари), кто стремится к духовной жизни, должен оставить всякое
общение с женщиной, в том числе не должен думать о ней, видеть ее,
говорить с ней в уединенном месте, принимать служение от нее и иметь с
ней сексуальное общение". |