vedic | Дата: Четверг, 03.01.2013, 10:29 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5989
Награды: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
| В Кочи, одном из самых исторически значимых городов индийского штата Керала, открылась первая индийская Биеннале современного искусства. Из Кочи — МАРИЯ СЕМЕНДЯЕВА.
Старый форт Кочин — туристический центр города Кочи. Вдоль побережья здесь идет старая улица Маттанчари, где в маленьких лавочках продают пряности и всякие антикварные поделки. Сейчас в них то и дело натыкаешься на стрелочки с логотипом в виде стилизованной мельницы — это символ Первой Индийской биеннале современного искусства, которая проходит под покровительством местных властей. Еще в 2010 году министр культуры штата Керала Мариам Александер Баби, член Коммунистической партии, находившейся тогда у власти, предложил художникам Босе Кришнамачари и Риясу Кому организовать в Кочи биеннале современного искусства наподобие венецианской.
На биеннале выделили 10 млн рупий (примерно $2 млн) и стали думать над концепцией. В итоге привязались к истории местного "града Китежа" — легендарного города Музирис, который 2 тыс. лет назад был важным торговым узлом между Римом и Индией, а затем, как считается, ушел под воду. И вот недавно при раскопках в деревне Паттанам неподалеку от Кочи археологи обнаружили обломки амфор и расписной керамики, которые предположительно могут относиться к легендарному городу. Так родилась идея "биеннале Кочи—Музирис" на том месте, где веками смешивались европейская и индийская культуры. В местной прессе Кочи часто уподобляется Венеции — во времена голландской и португальской колонизации города действительно активно торговали друг с другом и имеют много общего, вплоть до того что Кочи частично стоит на островах. Таким образом, биеннале продолжает многовековую европейскую экспансию на индийские территории — что не могло не возмутить местную общественность. Если вкратце — кочинские художники очень недовольны тем, что правительство выдало денег организации, которая поддерживает мумбайских, делийских, а также иностранных художников, вместо того чтобы спонсировать местных живописцев и ремесленников. Кочи, таким образом, смело можно назвать индийской Венецией — городом первой биеннале, и индийской Пермью — из-за серьезных противоречий между приезжими художниками и местными.
Масштабами Первая индийская биеннале не поражает — но это если сравнивать ее с другими подобными мероприятиями. Пока что здесь все очень скромно, а благодаря гуляющим по улице козам и общей портовой атмосфере еще и по-деревенски просто.
Местные компании-партнеры и правительство выделили для выставочных площадок несколько огромных колониальных складских комплексов вдоль главной туристической улицы Маттанчари, а главная экспозиция разместилась в бывшем здании складов торговой компании Aspinwall. В плане это двор, окруженный по периметру двухэтажными зданиями, где и размещаются работы, а пара инсталляций украшает двор. В Aspinwall House сосредоточены все звездные художники биеннале. Субодх Гупта установил в одном из складов огромную рыбацкую лодку, наполненную домашним скарбом, символизирующую жизненный путь человека. Эта внушительная инсталляция соседствует с крупноформатным пейзажем, выложенным на полу из глиняных черепков — это черепки с раскопок города Музирис, автор — художник Виван Сундарам. Рядом — экспозиция одного из самых знаменитых современных индийских художников, Атула Додиа. Он развесил по стенам фотографии, которые могли бы висеть у него на страничке в фейсбуке — какие-то дурачащиеся барышни, вернисажи, философские изречения, куратор биеннале Босе Кримнамачари с детьми. Это срез индийского современного искусства в лицах под названием "Праздник в лаборатории".
Имена индийских художников, которые представлены на биеннале, за исключением Атула Додия и Субодха Гупты, неизвестны международной публике. Вслед за открытием павильона Индии на Венецианской биеннале, биеннале в Кочи может стать следующим шагом к международному признанию многочисленных местных художников.
Последние, стоит отметить, не стремятся отказаться от национального колорита. Надо ли говорить, что тростник, кокосовая стружка, благовония и особенно специи, которыми так славится Кочи, преобладают в большинстве инсталляций. Если аудиовизуальные инсталляции часто оглушают и ослепляют зрителя, то здешнее искусство можно было бы назвать одовизуальным и повесить табличку "аллерген". Специи предлагается бросать на вибрирующие листы железа, по ним надо ходить, они постоянно присутствуют в воздухе. Индийское искусство, даже современное, гораздо более патриархально и традиционно, чем можно себе представить. Например, Амар Канвар из Нью-Дели в работе "Суверенный лес" разложил 288 разновидностей рисовых зерен в 288 маленьких деревянных коробочек. Это очень занимательная работа, но Индия, пожалуй, едва ли не единственная на свете развитая страна, где аграрная тема может интересовать людей как-то иначе, нежели в контексте курса мировой экономики. К слову о развитых странах: параллельная программа биеннале под названием BRICS, которую сделал куратор Альфонс Хаг из Гете-института в Рио-де-Жанейро, содержит работу единственного российского художника на биеннале — Хаима Сокола. Его короткое видео "Лопаты" демонстрируется вместе с произведениями видеоарта из Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. В списках участников биеннале нашлась и российская художница Ольга Чернышева, но обнаружить ее произведения на месте не удалось — это неудивительно, так как и на третий день биеннале далеко не все работы были на своих местах. Почему — организаторы разводят руками и многозначительно роняют: "Это Индия". Подробнее: http://www.kommersant.ru/doc/2097458
Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа
vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
|
|
|
|
vedic | Дата: Понедельник, 14.01.2013, 14:10 | Сообщение # 2 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5989
Награды: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
| Очень интересная статья про прошедшую выставку, про Индию и Кералу.
Склад искусства
Посетители индийской биеннале попытались разглядеть в работах местных художников мировое современное искусство
В Индии состоялась первая в истории этой страны международная биеннале современного искусства. За тем, как местные художники и кураторы пытались попасть на глобальную культурную карту, наблюдала корреспондент "Власти" Мария Семендяева.
12 декабря в 12 часов дня в городе Коччи во дворе старинного складского комплекса Aspinwall House, который стал центральным павильоном мероприятия, торжественно подняли флаг с логотипом и произнесли приличествующие речи, однако до окончательной готовности было далеко. Как и в любой другой точке мира, открытие сопровождалось чудовищной неразберихой, к которой добавлялась обычная индийская повседневная суета.
Двор Aspinwall House еще на протяжении двух дней беспрестанно мели женщины из низшей касты, намотав на голову полотенца, подоткнув разноцветные сари и звеня браслетами, как, вероятно, делали их прапрапрабабушки еще в те времена, когда складом владел сам Джон Аспинволл, основатель компании, торговавшей в середине XIX века кофе, перцем и кокосовым маслом. По дорожкам рядом с уборщицами часто пробегали волонтеры биеннале, одетые так, как одеваются столичные индийцы: девушки в просторных рубахах поверх джинсов, а юноши в футболках европейских марок, джинсах и тяжелых кожаных ботинках, которые здесь, не боясь жары, носят только настоящие модники. Контраст между современным и традиционным в Индии встречаешь на каждом шагу: на железнодорожном вокзале, где рядом с ЖК-панелями люди спят прямо на земле, или на набережной Коччи, где между дорогими автомобилями гуляют коровы и козы.
Сама биеннале не стала исключением. Для выставочных целей не выстроили новое здание, не было ни кондиционеров, ни дорогостоящих входных билетов, ни международного куратора, который придал бы соответствующий вес провинциальной инициативе. Биеннале в Коччи была задумана международной, но получилась совершенно индийской. И явно не только потому, что большинство из 82 художников, принявших участие, родились в Индии или прочно связаны с ней.
Центральная экспозиция в Aspinwall House занимает площадь около квадратного километра. Сам склад состоит из множества небольших двух- и одноэтажных построек, окружающих неправильной формы двор. Прямо посреди двора, как виселица посреди средневековой площади, стоит работа индуса Шриниваса Прасада: горка тяжело набитых мешков, по которым посетитель карабкается на самый верх, где подвешена неправильной формы огромная полая сфера, плетенная из тростника, в которую полагается прошептать плохие мысли, чтобы на закате все они магическим образом оттуда испарились.
Рядом расположен контрастно-европейский "Павильон нового мирового саммита" голландского художника Йонаса Сталя (Jonas Staal) — одна из самых скандальных работ на биеннале. Треугольный павильон вместо стен имеет большие прямоугольные доски, поставленные на металлическую опору, на которых изображены флаги всевозможных террористических и экстремистских организаций — от IRA и "Красных бригад" до моджахедов и радикальных сикхов. По замыслу в этом павильоне должны были бы собраться представители всех этих организаций, чтобы обсудить политические противоречия. На деле уже через пару недель местная пресса написала, что биеннале собирает террористов, и кураторам строго предписали подвергнуть работу цензуре. Теперь больше половины флагов закрашены черной краской. Взгляд европейца, как это часто бывает, приписал индийской демократии несколько больший размах, чем она имеет на самом деле.
Работа Йонаса Сталя не единственное политическое высказывание. Уже после открытия биеннале в Дели начались массовые демонстрации в связи с гибелью юной студентки от рук насильников. Художница Джалайя нарисовала во дворе Aspinwall House девочку-младенца в позе распятия с черным нимбом и окровавленными руками. У изображения соорудили небольшое надгробие, и кураторы вместе с художниками провели около него церемонию поминовения.
Остальным работам основной экспозиции свойственна не злободневность, а благодушная рефлексия, которую на них, вероятно, навеяла близость моря и общая расслабленная атмосфера Коччи, где специи уже давно превратились из основного источника дохода в туристический аттракцион. Самые знаменитые из индийских художников, принявших участие в биеннале,— Субодх Гупта и Атул Додия. Первый соорудил огромную инсталляцию из старой рыбацкой лодки длиной метров десять, наполненной домашним скарбом,— метафора человеческой жизни несколько более сложная, чем требовалось бы. Живописец Атул Додия выступил в непривычной для себя роли: в бывшей химической лаборатории он устроил фотовыставку про индийскую художественную общественность. Все сколько-нибудь значимые лица индийского современного искусства собраны и расставлены в соответствии с авторскими приоритетами, перемежаясь с фотографиями из европейских музеев и снимками смешных дорожных указателей и другой забавной чепухи, которую люди коллекционируют в путешествиях. Выходя отсюда, чувствуешь себя немного неловко: как будто пришел на вернисаж, где никого не знаешь.
Коччи не художественная столица Индии, хотя отсюда происходят многие талантливые индийские художники, например один из создателей биеннале Босе Кришнамачарьи, постоянно живущий в Мумбае. На севере Индии — в Мумбае и Дели — сосредоточена вся индийская художественная жизнь, там проходят основные выставки, там живет большинство художников, однако первая биеннале прошла в южном штате Керала. В 2010 году министр культуры штата Мириам Александр Баби обратился к Босе Кришнамачарьи и его соратнику Риясу Кому с предложением устроить в Коччи международную биеннале, как в Венеции. Министр принадлежал к коммунистическому кабинету: в штате Керала коммунисты имеют беспрецедентное для всей остальной Индии большинство на местных выборах. Бюджет биеннале составил 10 млн рупий — около $2 млн. Кураторы начали приготовления, позвали художников и стали готовить место для будущего события.
Биеннале планировалась несколько более масштабной, чем она выглядит сейчас. В частности, организаторы вложили едва ли не половину выделенных им денег в реконструкцию выставочного зала Durbar Hall, который отремонтировали и снабдили самым современным выставочным оборудованием. Предполагалось, что новое правительство (уже не коммунисты) тоже поддержит биеннале, и оно уже почти согласилось, но тут вмешалась коччийская общественность. СМИ и общественное мнение имеют в Индии решающее влияние на многие вопросы. В газетах началась кампания против биеннале, развязанная местными патриотами, которые возмущались тем, что каким-то приезжим художникам правительство выделяет деньги из бюджета Коччи, тогда как местные художники не получают ничего. Шумиха привела к тому, что новое правительство передумало финансировать биеннале и ограничилось тем, что выделило для выставочных нужд заброшенные здания в туристическом центре города. В результате кураторам пришлось в течение оставшегося 2012 года искать дополнительные деньги и привлекать многочисленных спонсоров, уделяя меньше внимания подбору работ и выбору концепции выставок.
Главной идеей Босе Кришнамачарьи и Рияса Кому в итоге стало внедрение биеннале в жизнь туристического района Форт Кочин. Поэтому три основных экспозиции расположены вдоль главной улицы Маттанчери, где вот уже несколько веков торгуют специями и другими колониальными товарами. Aspinwall House — главный павильон, здесь сосредоточены все громкие имена и самые сложные инсталляции. Pepper House, "Дом перца",— следующий по величине павильон. Как можно догадаться, это тоже бывший торговый склад с уютным зеленым двориком и скрипучими лестницами. Прямо напротив него расположен Moidu's Heritage — еще один склад, но торговали здесь не специями, а кокосовым волокном, из которого плетут веревки. От одного павильона до другого пять минут ходьбы, но можно прогуляться и дальше, в самый конец улицы Маттанчери. Гуляя, надо заворачивать везде, где видишь логотип биеннале,— значит, где-то рядом есть инсталляция, выполненная художником специально для этого места.
Босе Кришнамачарьи рассказывает, что для индийских художников совершенно непривычна такая работа "в поле", то есть создание инсталляций в жанре site-specific. Индийская биеннале в итоге стала огромным воркшопом, где художники знакомились с новым подходом к созданию работ, а для освоения им был дан целый исторический район, который, как говорит куратор, "мы хотели, чтобы они полюбили". Для первого раза, надо признать, получилось неплохо, однако местным художникам пока сложно даются большие законченные высказывания. Если в работе одного из самых известных бразильских художников Эрнесто Нето местный расходный материал — специи — насыпан в три огромных чулка, свисающих с потолка, сквозь которые он понемногу просачивается, то индийские художники попросту бросают специи на вибрирующие листы, рассыпают их по полу, устилают ими целые этажи.
Щедрость и неряшливость — это слова, которыми можно охарактеризовать как всю Индию, так и индийскую биеннале современного искусства. Итоги противоречивы. С одной стороны, это первое событие такого масштаба в Индии, с другой — международный формат кажется натянутым на эту биеннале, как резиновая маска. В прошлом году Индия впервые открыла свой собственный павильон на Венецианской биеннале: так появился спрос на международных индийских художников. Возможно, биеннале в Коччи позволит большему числу молодых талантов пробиться в заветную Венецию. Вот только пока неочевидно, станут ли европейские художники в ближайшие годы рвать из рук правительства Кералы заявки на участие в коччийской биеннале. Пока что она выглядит слишком самобытно, чтобы быть международной.
Источник: http://kommersant.ru/doc/2098088
Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа
vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
|
|
|
|