[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Учение о чакрах в йогической традиции
vedicДата: Воскресенье, 28.02.2021, 08:05 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5983
Награды: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
Выпускной реферат ученицы нашей йога-школы (https://vk.com/club190984634) на тему:

"Где в шастрах есть представление о чакрах?
Или
Учение о чакрах в йогической традиции"



В последнее время можно часто услышать, что одни люди открывают себе чакры, другие их балансируют. Одним словом, спрос на так называемые "чакры" вырос в русскоязычном пространстве и словосочетание "ОТКРЫТЬ ЧАКРЫ" стало модным и даже продающим для разного вида психологических и телесных практик тем людям, которые не совсем понимают, что это такое и откуда это берет свое начало.

Слово Ча́кра (санскр. चक्र «круг, кольцо, диск») — индийское метательное оружие. Именно поэтому чакры изображают в виде круга, диска. Часто также чакры изображают в виде цветка лотоса и называют "падмы". Практика чакр задействует три канала восприятия: зрение (визуализация), слух (произнесение звуковых формул мантр и пр.), ощущения тела (прикосновение к частям тела или перенос внимания туда без прикосновения).

Если ввести в поисковике в глобальной сети интернет слово чакры, то чаще всего выйдет картинка с изображением человека с 7 разноцветными центрами на теле.
Вот тут и начинается самое интересное: кто так сказал, где это написано?

Чтобы разобраться в истине, надо обратиться к первоисточникам, к древним документам, писаниям, которые в йогической традиции называются шастры.

Согласно Википедии, самые ранние упоминания о чакрах в контексте духовных практик можно найти уже в поздних древнеиндийских трактатах Упанишадах, в частности в «Йогататтва-упанишаде» и «Брахма-мандала-упанишаде», а также в некоторых Пуранах, а ещё в «Гхеранда самхите», «Хатха йога прадипике», «Шива самхите», «Шат чакра нирупане», «Амритабинду упанишаде», в Атласе тибетской медицины, в китайских трактатах по нейдан, в японских боевых системах (хара, тен-шо).

В этих текстах чакры это места в теле, на которых практикующий должен концентрироваться. Предлагаемые системы далеко не одинаковы – разное число объектов с различающимися названиями расположено в разных частях тела и вне тела, а не только в т.н. «центральном канале тела». Например, один из комментариев на Кришна Яджурведу, - Брахмавидья упашанишад (ориентировочно 100 – 300 г.н.э.) описывает систему из 5 чакр – уровень Брахмы в сердце, Вишну в горле, Рудры на нёбе, Махешвары во лбу и Садашивы на кончике носа. Другие тексты позднего ведического периода тоже говорят о разном числе чакр в разных частях тела. Например, Йогататтва Упанишада (примерно 150 г. н.э.) говорит о 5 других областях: от стоп до коленей область стихии Земли, биджа-мантры laṁ и бога Брахмы; от колен до ануса область Воды, биджи vaṁ и Вишну; от ануса до середины груди область Огня, биджи raṁ и Рудры; от середины груди до межбровья область Воздуха, биджи yaṁ и Ишвары; от межбровья до макушки головы стихия Пространства и Вибрации, биджа haṁ и Шивы Шанкары Садашивы. А Йогачудамани Упанишад из Самаведы говорит о 6 чакрах и 16 основах (пальцы ног, лодыжки, колени, бедра, промежность, половые органы, пупок, сердце, основание шеи, горло, язык, нос, межбровье, лоб, затылок, макушка) как объектах для концентрации йогина.

На этом этапе ещё нет единой схемы по количеству чакр, их расположению в теле, их виду и атрибутам. Она возникает позднее.
Интересная цитата из Хамса Упанишад, которую относят как к традиции Атхарваведы, так и Шукла Яджурведы. В любом случае это уже гораздо более поздняя упанишада по сравнению с предыдущими упомянутыми. Исследователи относят её ко времени позднее 11 века н.э.: «Затем трижды обойти кругом шестилепестковую свадхиштхану, достигнуть сплетения манипурака из 10 лепестков и узла Вишну в его основании; размышлять о сутратмане или турииа в анахата-чакре и затем достичь нирвикальпа-самадхи. Затем пройти выше анахаты и достигнуть сплетения вишуддха, в нижней части которого два комка плоти, похожие на свисающий пенис (другое объяснение гласит «которые свисают подобно вымени или груди»), называемые индра-йони; оставив два боковых пути, войти в вишуддху посередине, удерживая здесь жизненные дуновения под контролем вишуддхи.» Текст говорит о шести чакрах и использует привычные известные сейчас названия чакр, но описания их отличаются от широко распространённых в наши дни. Во второй части текста излагаются правила произнесения мантр в частях тела – ньяса. Сущность ньясы — представление о пребывании некоторых божественных существ в определённых местах или членах (anga) тела или отождествление (bhavana) их с этими местами.
Такое разнообразие связано скорее всего с индивидуальным опытом подвижников, оставивших после себя указание, и со схемами мира и сил, принятыми в разных школах, которые проецировались на тело в практиках.

Широкое распространение учений о чакрах произошло в начале 20 века.
В 1910 году была опубликована работа члена Теософского общества Чарльза Ледбитера «Внутренняя жизнь». В 1927 году увидела свет его же книга «Чакры». Ледбитер не столько транслировал традиционные представления, сколько реконструировал их. Унифицирует Ледбитер и общее количество чакр, декларируя, что их 7.

В 1919 году издана «Змеиная сила» — объёмный труд о кундалини и чакрах, написанный сэром Джоном Вудроффом (более известным под псевдонимом Артур Авалон). Подход Вудроффа к описанию «лотосов» принципиально отличался от концепции Ледбитера. Вудрофф проводил явные параллели между чакрами и нервными сплетениями или железами (сегодня так продолжают делать — идея стала популярной).
В 1977 году вышла книга Кристофера Хиллса «Nuclear Evolution: The Rainbow Body», в которой он представил свою систему взаимосвязей между 7 чакрами и 7 спектральными цветами (их символизм играет важную роль в учении Хиллса).

В конце 1980-х — 1990-х(Нью-Эйдж) чакры становятся одной из самых популярных тем для эзотерических спекуляций и постепенно «выводятся» как из теософического, так и традиционного тантрического контекста, во многом превращаясь в штамп литературы жанра «помоги себе сам», в ярлыки для обозначения различных видов жизненного опыта, набор поименованных совокупностей (личностных качеств, эмоций, причин психологических проблем, болезней и т. п.), а также понятий, пришедших из совершенно разных культур и учений, исторически никак не связанных между собой.

Прочитав много разной информации в глобальной сети у меня возник вопрос «Как же так получается? И что же теперь со всем этим делать?"
Как считают опытные йоги-историки, параллельно существуют две системы. Есть Нью-Эйдж и тому подобное с 7 чакрами цветов радуги, мужской и женской версией чакр и рассказами про то кто из полов кому что должен. А есть традиционные школы, которые несмотря на сохраняющуюся закрытость, всё же открываются для серьёзных ищущих с Запада. В этих школах практика базируется на 6 чакрах, описанных в упанишадах.

В дополнении к своему реферату "Чакры в йогической традиции" я нашла в каких документах и в каком контексте было впервые упомянуто непосредственно слово "ЧАКРА".

Я рассмотрела переводы на русский язык трех источников, трех упанишад, согласно Википедии, в которых впервые встречается слова чакра:
- «Йогататтва-упанишаде»;
- «Брахма-мандала-упанишаде»;
- «Гхеранда самхите».

В Йогататтва-упанишаде, частью которой является Кришнаяджурведа, в пункте 137 написано:
"как масло в кунжутных зёрнах, а в породе – золото, в Анахата-чакре находится Высший Атман".

В «Брахма-мандала-упанишаде», в брахмана 4 последнее предложение:
"Тот, кто не знает хорошо девять чакр, шесть адхар, три лакшьи и пять акаш, не может считаться высшим йогом"

В упанишаде "Гхеранда-самхита", глава 3, подглава "Мудра-прайога", пункт 39 гласит:
"Сосредоточившись на 6 чакрах в их порядке, пусть мудрец пробудит спящую богиню Кундалини повторением мантры Хум-Хамсах, и поднимая Шакти вместе с Дживой, поместит их в тысячелепестковый лотос (Сахасрара).

Вышеуказанные фразы из упанишад подтверждают вывод, который мы сделали на семинарском занятии о том, что "ЧАКРЫ" появились задолго до современных трактований и этих представлений можно придерживаться, так как они имеют подтверждения в в древних шастрах.












Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа

vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: