[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Казахстан-Индия: диалог сквозь столетия
vedicДата: Среда, 16.01.2013, 09:03 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5989
Награды: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
Казахстанско-индийский форум создан при Институте востоковедения и его главной целью является развитие казахстанско-индийского сотрудничества в гуманитарной сфере – научной, образовательной, культурной, экономической, в области народной дипломатии и других. Создание двустороннего форума стало велением времени, отразившим сквозь века тесную взаимосвязанность народов, культур, экономик двух государств. Нынешнее сотрудничество, как признают и казахстанские, и индийские эксперты, открыло новую важную страницу в «книге судеб» Казахстана и Индии.

Исторические связи между Казах­станом, равно как и всей Центральной Азией, и Индией уходят вглубь тысячелетий и отмечены исключительными по силе воздействия на мировую историю событиями. Импрессионистски яркие, многоплановые, включенные в канву общечеловеческого культурного достояния, эти события одновременно являют собой важные маркеры, своеобразные столпы, на которых выстраивается архитектура казахстанско-индийских отношений.

Несмотря на очевидное разнообразие культурных образцов (а иначе быть не может, коль скоро речь заходит о культуре), в истории Казахстана и Индии все же просматривается и некая закономерность, своего рода особая культурная матрица, высвечивающая некие «видовые» характеристики. Сюда можно отнести, например, общность своеобразной «протоистории», начиная с миграции арийских племен из Евразии в Южную Азию; развитие древнейших неолитических культур на территории Казахстана и Центральной Азии с одной стороны, и Хараппской цивилизации в Индии, с другой, между которыми, как полагают исследователи, существовали устойчивые торговые связи.

В области традиционных верований – это удивительное, на первый взгляд, но закономерное по своей сути сходство древних верований и представлений, в частности, таких, как тенгрианство-шаманизм и ведизм-брахманизм. Особое миро-космическое восприятие и почитание мира, своеобразный «холизм» или понимание единства всего сущего, приводили к тому, что в этих религиозных представлениях, замешанных на мифе и ритуале, человек не отделял себя от окружавшей его природы и космоса, а являлся его органической частью. Почитание духов предков, животного и растительного мира, гор, солнца, луны, всех элементов природы, Неба и Земли (Тенгри-Умай и Дьяус-Притхви соответственно) являлось важной частью этого миропонимания, которое сегодня мы назвали бы экологическим мышлением.

Пожалуй, наиболее ярким воплощением такого «экологического» почитания, словно росчерк души далеких предков, идущий из глубины веков, являются молчаливые, но в тоже время красноречивые по своей сути и прекрасные по форме наскальные письмена и росписи, петроглифы, найденные в урочище Тамгалы (Казахстан) и недалеко от дворца Стокна в Ладакхе (Индия). Схожесть казахстанских и индийских наскальных росписей действительно поражает и является ярким свидетельством типологического сходства наших культур. Эти прекрасные росписи все еще требуют тщательного изучения и своей расшифровки. Тем более, что наскальные росписи в Ладакхе были обнаружены совсем недавно индийским профессором Прем Сингх Джиной.

Это в полной мере относится и к распространению мировых религий на территории Казахстана и Индии, в частности буддизма и ислама. Как известно, буддизм оставил мощный след в истории Центральной Азии, в частности, в раннее средневековье (особенно в период правления знаменитого царя Кушанской империи Канишки – II век н.э.), когда философия и практика буддизма находила живой отклик среди населения степей и оазисов, расположенных вдоль Великого Шелкового пути. Причем сами маршруты Шелкового пути не ограничивались только горизонтальной ветвью, начинавшейся из города Чанань (Китай) и заканчивавшейся в Риме (Италия). Существовали и так называемые южные ответвления, проходившие через Центральную Азию, Афганистан в Индию.

Вдоль древних маршрутов, наряду с торговцами и купцами, следовали и миссионеры, монахи, ремесленники. Сложность маршрутов, если учесть уровень развития техники того времени, впечатляет – путники должны были преодолевать величественные и исключительно сложные перевалы таких горных гряд, как Гималаи, Каракорум, Гиндукуш, Памир, Тянь-Шань. Наверное, это отчасти объясняет укоренившуюся традицию отмечать определенные участки маршрутов религиозными изображениями. Так же, как ранее в древнейшей истории на особо сложных участках дорог, скалах и камнях высекались своеобразные обереги-молитвы – изображения богини-матери, солнца и другие, то позднее, в I тысячелетии н.э. с этой же целью стали изображать Будду и бодхисатв. Поэтому не случайно, что и сами храмы и монастыри основывались, как правило, вдоль дорог Шелкового пути. Развалины храмов, а также ряд артефактов были найдены в Казах­стане, в частности в селе Антоновка (известный в средневековых летописях как город Каялык, который упоминался в XIII веке францисканским миссионером Гийомом Рубруком), в Талгаре, Семиречье.

Широкое распространение суфизма (йасавийа, накшбандиа в Центральной и чиштийа в Южной Азии) также не случайно. Уже упоминавшееся выше так называемое экологическое мышление о связи человека с природой, а также единства всего сущего (которое являлось отличительной чертой тенгрианско-шаманских и ведическо-брахманских практик) во многом способствовало тому, что развитие ислама в обоих регионах получало своеобразное суфийское измерение.

Несмотря на отсутствие прямых границ, необходимость в торговле развивала древние маршруты, а вместе с ними религиозные, политические, экономические отношения. Можно сказать, что само развитие империй, государств, людей напрямую увязывалось с контактами, обменом, открытием других культур и цивилизаций. Это хорошо видно в средневековой истории на примере торгового сотрудничества между центрально­азиатскими и индийскими купцами в период династии Великих Моголов. Согласно исследованиям директора Института востоковедения профессора М.Х. Абусеитовой, в XVI-XVIII веках казахи торговали с индийцами преимущественно скотом (лошадьми) при посредничестве бухарских и афганских купцов. Причем лошади казахской породы ценились исключительно высоко. Сохранились данные, что в те века казахи перегоняли в Индию около 40 тыс. голов лошадей …

Анализируя факты исторического прошлого в контексте современного развития, невольно напрашивается вывод о том, что общность истории создала хороший задел для взаимодействия наших народов сегодня. Именно общность наших народов можно считать важным элементом той «мягкой силы», о которой сегодня часто говорят политологи. Задачей сегодняшнего дня должно стать наполнение этой «мягкой силы» новым содержанием, соответствующим потенциалу и уровню развития Казахстана и Индии. А это означает выстраивание такой архитектуры взаимодействия, которая способствовала бы поиску эффективных ответов на современные вызовы.

В современном глобальном мире специфика вызовов предполагает совместный характер действий и решений, что вновь подчеркивает жизненность веками оправданной формулы сотрудничества. Следует отметить, что сегодня уровень сотрудничества, хотя и вырос за последние 20 лет совместного диалога, все еще не соответствует имеющемуся огромному потенциалу – двусторонний торговый оборот пока составляет 300 млн. долларов в год. Опыт двух десятилетий взаимодействия привел к созданию нового каркаса и общего пространства для диалога, к институциональному оформлению сотрудничества. Его следует наполнять новыми проектами и переводить на качественно иной, более высокий уровень, отвечающий задачам, интересам, ожиданиям, потенциалу двух стран. Важным импульсом в этом стал официальный визит Президента Нурсултана Назарбаева в Индию в 2009 году, где он присутствовал также в качестве высокого гостя на праздновании Дня Республики Индия, и ответный визит индийского премьер-министра Манмохана Синг­ха в Казахстан в 2011 году.

Среди ключевых задач для обеих стран стоят вопросы устойчивого развития, формирования экономик, основанных на знании и способных отвечать современным вызовам; социальной сплоченности и модернизации, то есть задачи, направленные на улучшение качества жизни и безопасности человека. Механизмами реализации в этом служат технологии настоящего и будущего. Все это означает неизбежность диверсификации экономик и акцент на приоритетном развитии сферы технологий – информационных, биологических, космических, в области возобновляемой и новых видов энергии. Не случайно всемирная выставка «ЭКСПО-2017» пройдет в Астане под девизом «Энергия будущего». Применительно к казахстанско-индийскому сотрудничеству это означает необходимость интенсификации взаимодействия в области внедрения и развития новых технологий в Казахстане, особенно с учетом того, что Индия является одним из мировых лидеров в этой сфере.

В XXI веке временной фактор усиливает свое действие как никогда ранее в истории человечества. Еще десятилетие назад Индия ассоциировалась преимущественно с чаем, туризмом и Болливудом. Сегодня Индия – это набирающий силы мировой игрок, признанный лидер в области информационных технологий, интенсивно разворачивающий свою космическую, биологическую и иные программы развития. В свою очередь Казахстан также ставит перед собой новые задачи – выход на новый уровень инновационного развития, за пределы статуса сырьевой экономики. Взаимодополняемость интересов, усиливаемая культурным фактором, способна вывести казахстанско-индийское сотрудничество на новый взаимовыгодный уровень.

Лаура ЕРЕКЕШЕВА,

завотделом Центральной и Южной Азии Института востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК, доктор исторических наук


http://www.kazpravda.kz/print/1357861900












Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа

vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: