«Прагьйапарадха (неразумность), асатмйа-индрийартха-самйог (эксплуатация чувств) и кала-паринам (нарушение режима) – три причины всех страданий. А лекарство от всех болезней в подобающем использовании разума, чувств и уважение времени». (Чарака Самхита). Итак, согласно Аюрведе есть три первопричины болезней.
1.Прагйаапарадха. Неподобающее использование разума и эмоций. Это приводит к ментальному беспокойству и повышенному психоэмоциональному напряжению. Дословно прагйапарадха переводится с санскрита как «осознанное преступление». Мы имеем тенденцию делать много разных поступков, несмотря на хорошее понимание того, что это может привести к болезни или дискомфорту. Например, любой курильщик прекрасно осведомлён о вреде курения. Неподобающее использование разума и эмоций бывает трех типов – интенсивное их использование, неиспользование и неправильное использование. Это возникает при нарушениях психики, спутанности ума и чувств, а также нарушениях общего физического состояния тела (Ч.С.1.11.39.). Чарака описывает прагйаапарадха как негармоничное, вредное или нежелательное (неправильное) поведение того человека, кто потерял контроль над собой, своими чувствами, разумом и памятью (Ч.С.4. 1.109.). Ярко выраженная патологическая активность ума, тела или речи включает в себя неприятные беседы, ложь, сплетни, сквернословие, злословие, оскорбления окружающих, похвальбу, страх, горе, гнев, скупость, жадность, ревность, властолюбие и др. Подавленность, пассивность, депрессия – их неиспользование. Задержка исполнения физиологических потребностей организма, таких как мочеиспускание, дефекация, сознательное разрушение или причинение вреда собственному телу, злоупотребление алкоголем, курением, наркотиками, массажем или тяжелой работой – неправильное использование.
2.Асатмйа-индрийартха-самйог. Негармоничное использование чувств. Это также вызывает ментальное беспокойство, а, кроме того, означает качественный и количественный контакт органов чувств с теми объектами, которые вызывают у нас страдания. Например, постоянное воздействие громких звуков при прослушивании радио или телевидения. Если между органами чувств, объектами чувств и умом нет гармонии, человек не желает взаимодействовать с окружающим миром («Я не хочу тебя видеть (слышать)!»), или органы чувств устали от чрезмерного напряжения, то все это является потенциальной причиной возникновения болезней. Органы чувств необходимо контролировать. Эта категория причин болезней делится на три подгруппы: I. Очень интенсивное использование органов чувств. Регулярное слушанье громкой и не гармоничной, вызывающей уныние или эйфорию, музыки или резких звуков, приводящее к напряжению слухового аппарата и отупению мозгов, а также слушанье звуков, находящихся на пределе слышимости, вызывает утомление органов слуха и мозга. Аналогичным образом, частый прием очень холодной или очень горячей пищи, частое посещение бани, интенсивный массаж без положенных перерывов между сеансами, смотрение на чрезвычайно яркий или мерцающий свет, постоянное сплевывание, употребление очень острой, очень горькой, очень соленой или очень вяжущей пищи - примеры очень интенсивного использования органов чувств. II. Не использование органов чувств или отказ от их использования. Нежелание слышать или слушать что-либо, нежелание прикасаться к чему-либо (а также брезгливость), нежелание видеть что-либо или не смотреть, не замечать кого-либо, не желание нюхать что-либо - примеры нежелания использовать органы чувств. III. Неправильное использование органов чувств. Слушанье плохих или печальных известий, нахождение на сильном порывистом пронизывающем холодном ветру, рассматривание очень далеких или очень близких объектов, употребление однообразной пищи, в которой отсутствует хотя бы один вкус, вдыхание грязного, пыльного воздуха или нюханье отталкивающих запахов - примеры не правильного использования органов чувств.
3.Кала-паринам. Неуважение времени. К этой причине относится несоблюдение режима дня, сезонного режима, действия несоответственно возрастному периоду своей жизни. Например, поздний приём пищи.
Современная медицина подтверждает это. Действительно, одна из ведущих причин большинства сегодняшних заболеваний – психоэмоциональное перенапряжение или стресс. Нарушение биоритмов также рассматривается сегодня как важная причина развития различных расстройств организма и психики.
При наличии какой-либо (каких-либо) из вышеуказанных причин начинает запускаться механизм развития болезни.
Здоровье - это порядок, болезнь - расстройство порядка. В теле постоянно существует взаимодействие между порядком и беспорядком. Мудрый человек учится тому, как быть полностью осведомленным о беспорядке в своем теле и как приступить к восстановлению порядка. Он понимает, что порядок неотъемлем от беспорядка и что возвращение к здоровью также возможно.
Внутренняя среда в теле постоянно реагирует на внешнюю среду. Когда эти две среды выходят из равновесия, получается беспорядок. Чтобы изменить внутреннюю среду и привести ее в равновесие с внешним окружением, человек должен понять, как происходит процесс болезни. Аюрведа дает такое объяснение болезни, которое делает возможным восстановление порядка и здоровья из беспорядка и болезни.
В Аюрведе концепция здоровья основана на понимании болезни. В слове «дискомфорт» «дис» означает «лишение», «комфорт» означает «удобство». Поэтому перед обсуждением дискомфорта мы должны понять значение комфорта, или здоровья. Уровень здоровья поддерживается, когда: огонь пищеварения (агни) находится в равновесии, свойства тела (вата, питта, капха) уравновешены, три продукта отходов (моча, фекалии и пот) производятся на нормальном уровне и находятся в балансе, чувства функционируют нормально, а тело, ум и сознание действуют гармонично, как одно целое. Когда баланс в любой из этих систем нарушен, начинается процесс болезни. Поскольку баланс вышеупомянутых элементов и функций ответственен за природную сопротивляемость и иммунитет, то даже заразные болезни не могут повлиять на личность, пребывающую в хорошем здравии. Таким образом, неустойчивость тела и ума несут ответственность за физическую и психологическую боль и страдание.
Часто у изучающих Аюрведу вызывает сложности вопрос о том, как отличить индивидуальную пракрити (нормальные конституциональные признаки) от викрити (состояний, которые указывают на ненормальное преобладание определенной доши). Например, если у кого-то преобладает вата пракрити, то для него считается «нормальным» иметь беспокойный и активный ум и склонную к сухости кожу. Считается, что в небольшой степени эти признаки не выводят из равновесия вата доша. Однако если бы у того же человека беспокойство ума развилось до забывчивости и неспособности сконцентрироваться, это бы указывало на увеличение вата доши. Подобным же образом, если кожа становится настолько сухой, что ее поверхность нарушается, она начинает местами шелушиться или темнеет, это указывает на дисбаланс ваты.
Итак, необходимо понять, как возникает викрити, т.е. патологическая конституция или болезнь.
Подвергаясь в течение определенного времени воздействию причин, описанных выше, доши могут увеличиться и начать цепочку поэтапного развития патологий, приводящую к состоянию болезни. Последовательность связанных с дошами отклонений вызванных одной или несколькими причинами называется сампрапти. Прежде чем мы подробно опишем эту последовательность, давайте дадим ей краткое объяснение. Сначала одна или несколько дош начинают накапливаться где-нибудь в теле и увеличиваться. Далее, увеличенная доша выходит за границы и начинает распространяться. Когда она достигает уязвимой или по какой-то причине ослабленной системы или органа, она останавливается там и начинает нарушать структуру и функции местных тканей. Ткани, когда имеется в виду их здоровое состояние, называют дхату, но когда мы говорим о тех же тканях, подразумевая их соединение с нарушенными дошами, мы называем эти ткани душья.
Доша-душья-саммурчана – фактически это и есть процесс болезни (саммурчана означает «взаимодействие»). Взаимодействие дош и душья вместе со специфической реакцией затронутой системы или органа приводит к развитию первых специфических признаков, предшествующих началу заболевания, а затем и к основным симптомам болезни. Оставленная без лечения, болезнь приведет к развитию определенного набора осложнений и, в конце концов, достигнет стадии, когда ее уже невозможно излечить.
Одним из важнейших вкладов Аюрведы в развитие медицины является то, что она точно описывает эту последовательность патогенеза, выделяя шесть стадий. Это известно под названием саткриякала. В буквальном переводе это значит «шесть возможностей для действия», но обычно это переводят как «шесть стадий болезни». Каждый из переводов правомерен. Саткриякала дает видение всего течения болезни, начиная с ее обратимых ранних стадий через стадии внешнего проявления и симптомов к последней стадии с ее необратимыми осложнениями. Знание того, на какой стадии саткриякалы находится данная болезнь, направит нас к правильному выбору терапевтического вмешательства, необходимого для этой стадии. Значимость понимания природы развития болезни заключается в жизненной необходимости и практической важности раннего определения зарождающегося процесса болезни с тем, чтобы предупредить развитие болезни на ее начальных стадиях.
Существуют внутренние и внешние причины нарушения дош. Когда доши увеличиваются (т.е. выходят из равновесия) ткани (дхату), огонь пищеварения (агни) и каналы (шротас) тоже выходят из строя, что приводит к плохому самочувствию или болезни. На ранних стадиях нарушения дош изменения проявляются на очень тонком уровне; это может прогрессировать до биохимических, клеточных нарушений и, в конечном счете, до аномалий тканей и органов. Все вместе это называется викрити или «отклонение от первоначального состояния равновесия». Саткриякала объясняет, как викрити прогрессирует в целом спектре болезней, начиная с самых ранних стадий до поздних проявлений болезни.
Саткриякала (шесть стадий болезни)
1.Санчая (Накопление)
2.Пракопа (Возбуждение)
3.Прашара (Распространение, излияние)
4.Стханасамсрая (Локализация)
5.Вьякти (Внешнее проявление)
6.Бхеда (Необратимые изменения и осложнения, структурные нарушения)
1. Санчая (Накопление)
Данная последовательность из шести стадий дает нам понимание того, как доши увеличиваются в результате факторов (диета, образ жизни, физические упражнения, климат, эмоциональный стресс, время года и т.д.). Изначально каждая доша накапливается в части тела, которая соответствует ее нормальному местонахождению. Вата накапливается в толстой кишке, нервной системе, сердце, Питта – в тонком кишечнике, крови, печени, коже, Капха – в желудке, легких, суставах. Если организм не может устранить увеличивающуюся дошу и поддержать гомеостаз, то она постепенно начинает накапливаться. Обычно причиной этого накопления становится снижение пищеварительной активности - агни и вследствие этого начинает образовываться ама (продукты неполного метаболизма – эндотоксины, «шлаки»). Ама приводит к тому, что пищеварение становится неэффективным, а также способствует закупорке шротас (каналы). Все это вмешивается в нормальный процесс устранения дош и начинается стадия санчая. Это самая ранняя стадия викрити.
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
Вата Санчая:
Частое ощущение полноты в области ниже пупка
Постоянное или частое чувство наполненности желудка
Дыхание становится поверхностным, особенно на фазе вдоха
Изменчивое настроение, часто ощущается зависть и неудовлетворенность
Прерывистые, изменчивые мысли
Усталость в середине дня
Прерывистый сон
Сон, не дающий отдыха
Питта Санчая:
Ощущение слегка повышенной температуры
Увеличение количества еды, употребляемой в обычные приемы пищи
Случайные, мимолетные ощущения жжения в глазах, желудке или на лице
Увеличение нетерпения и раздражительности
Концентрация, которая превышает хорошую сосредоточенность и переходит в одержимость (навязчивую идею)
Рост беспокойства о финансах
Капха Санчая:
Тяжесть в желудке
Тяжесть в бедрах и ногах
Увеличение лености
Отсутствие интереса к работе
Сложность приступить к активной деятельности после пробуждения от ночного сна
Страстное желание есть сладости, жирную пищу
2. Пракопа (Возбуждение)
Если для исправления ситуации не предпринимаются никакие меры, процесс переходит на следующую стадию, на которой увеличенные доши начинают раздражать местные ткани (вторая стадия - Пракопа). На этой стадии доши не просто увеличиваются сверх нормы количественно, но и происходят качественные изменения, поскольку начинается ухудшение. Во время Пракопы увеличенные доши остаются на своих обычных местах, они еще не распространяются. Здесь присутствуют незначительно выраженные физические и психические симптомы, но еще нет конкретных признаков определенной болезни, и эта стадия полностью обратима.
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
Вата Пракопа
Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:
Снижение подвижности в одной или нескольких конечностях
Покалывания в руках и ногах
Чрезмерная разговорчивость, слишком быстрый темп речи, склонность перебивать других
Напряжение мышц лица
Повышение чувствительности к звуку
Отвращение к холодным напиткам и еде
«Бульканье» в надчревной области (в области желудка)
Боль в местах старых ран
Быстро проходящая (поверхностная) боль в костях и мышцах
Стул: менее частый, мелкими порциями, темнее по цвету, труднее, чем обычно, суше, чем обычно (любой из этих признаков)
Питта Пракопа
Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:
Кислый привкус во рту
Кислый запах пота
Увеличение сухости, которая вызывает увеличение жажды
Легкое жжение в горле, желудке и пищеводе
Склонность заниматься делами после 10 часов вечера
Погружение в выполнение задач, которые не являются высшим приоритетом
Речь оценивающая, критикующая других, гневная
Легкое жжение во время мочеиспускания
Желтизна склер глаз и/или кожи
Увеличение желания пить алкогольные и/или холодные напитки
Капха Пракопа
Рост интенсивности признаков стадии Санчая плюс:
Заметная потеря аппетита
Усиление секреторных выделений из глаз, носа, ушей, рта
Ощущение липкости в ротовой полости и на коже
Ментальная вялость, апатичность
Жадность, стремление к накопительству, приобретению, запасанию впрок
Увеличение времени на еду и сон
Толстый белый налет на задней трети языка
Общее состояние тяжести
Если на этой стадии каузативные факторы (диета, образ жизни, психоэмоциональное состояние и т.д.) устраняются, то доши вернутся в состояние баланса и нормальной пропорции. Обычно для того, чтоб это произошло, необходимо устранить все способствующие факторы и применить, по крайней мере, какие-то терапевтические меры, хотя на этой стадии они могут быть мягкими, нерадикальными по своей природе, но вместе с тем весьма эффективными.
3. Прашара (Распространение, излияние)
Если процесс продолжает развиваться, доши исчерпывают способность накапливаться в одной области и, в конце концов, начинают переходить границу и распространяться по всему телу. Вначале это распространение происходит предсказуемо, но по мере прогресса невозможно проследить никакой закономерности. Существует две силы, которые могут направлять поток и распространение дош. Одна сила создается накопленным увеличением количества доши, что можно сравнить с напором воды, прорывающим плотину. Вторая сила возникает в результате изменения качества доши, что напоминает метастазы изменённых клеток.
На стадии прашара у пациента еще нет классических симптомов определенного заболевания. Более того, из-за подвижной природы этой стадии симптомы тоже не локализованы и могут появляться и исчезать в разных частях тела. Когда четко начинается прашара, спонтанная ремиссия уже не возможна. Однако если распространяющаяся доша не закрепится в тканях или органах, предрасположенных к заболеванию и одновременно с этим будут устранены причинные факторы, процесс может быть обратим и болезнь излечивается.
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
Вата Прашара
Признаки вата доша в ненормальных местах (подергивание век, сухие участки кожи, мышечные судороги и т.д.)
Усиление булькающих звуков в кишечнике
Нерегулярный аппетит (иногда отсутствует чувство голода в обычное время прима пищи)
Небольшие запоры
Заметный упадок сил во время обычного рабочего дня
Чувство неуверенности, незащищенности и страха
Частая забывчивость
Вздутие живота
Питта Прашара
Увеличение интенсивности и частоты чувства жжения
Жжение, связанное с болью
Зуд (может быть слабый)
Появление красных пузырьков на разных частях тела
Мышечная слабость
Чрезмерное потоотделение
Зеленоватый или желтоватый оттенок стула и мочи
Увеличение разочарованности и неудовлетворенности
Капха Прашара
Понос
Сонливость
Потеря аппетита
Медленное пищеварение
Избыточное выделение слюны
Избыточное выделение слизи, особенно в горле и стуле
Бледность
Потеря силы
Также следует заметить, что из всех дош передвигаться может только Вата. Капха и Питта не имеют врожденной способности распространяться самостоятельно; для их движения необходимо присутствие Вата доши. Клинические признаки, перечисленные выше, присутствуют у многих пациентов. Однако викрити может принимать множество других форм в зависимости от места распространения, количества и качества увеличенной доши, предыдущих травм и болезней, силы дхату и других факторов.
4. Стханасамсрая (Локализация)
В итоге, распространенная доша (и) размещается в одном или нескольких местах, где начинает проявлять признаки болезнь (Стадия Стханасамсрая). Обычно место размещения определяется наличием каких-либо слабостей или повреждений в этом месте, которые могли нарушить его защитные механизмы. Так, например, мы знаем, что курильщики более подвержены бронхиту, чем некурящие. Слабое место физиологии человека может определяться генетическими условиями, а может быть приобретено в результате предыдущих болезней или травм, которые привели к остаточным явлениям, несмотря на кажущееся полное излечение. Именно это сугубо индивидуальное слабое место определяет, где локализуется доша у конкретного пациента. Таким образом, те же самые нарушенные доши у одного человека проявятся как головная боль, у другого – как камни в почках, а у третьего в виде артрита. Верно, что на эти различия влияет разница в пракрити, но также влияние оказывают определенные предшествующие условия каждого индивида.
На этой стадии перемещенные доши становятся более концентрированными на уровнях клеток и органов, чем на предыдущих стадиях. Также увеличенные доши прекращают фазу быстрого движения и смешиваются с тканями (дхату), вызывая их нарушение (душья). Этот процесс развития патологии, как было указано выше, называется доша-душья-саммурчана. Именно это взаимодействие доши и душья в определенной ткани или органе приводит к появлению симптомов или физических признаков определенной болезни. Четвертая стадия на самом деле является первой стадией, на которой начинают появляться симптомы болезни, и то еще не полностью проявляются. На самом деле мы определяем симптомы, которые появляются на данной стадии как пурварупа или продромальные симптомы. Эти продромальные симптомы могут быть либо замещены на классические симптомы, которые могут быть совершенно разными, либо просто усилить появление настоящих симптомов болезни. Знание продромальных симптомов поможет вам в дальнейшем различать нормальные тенденции, основанные на пракрити, и аномальные признаки, возникшие в результате нарушения дош (викрити).
Ниже приводятся признаки этой стадии в соответствии с разными дошами.
Вата пурварупа:
Постоянная общая слабость в теле
Боль
Сильная, резкая боль в любой части тела
Режущая боль в любой части тела
Спазматическая боль в любой части тела
Разрывающая боль в любой части тела
Грызущая боль в любой части тела
Боль, связанная с ощущением холода
Давящая боль в любой части тела
Раскалывающая боль в любой части тела
Колющая боль в любой части тела
Анестезия (потеря чувствительности)
Повышенная подвижность суставов
Нарушение испражнения, дыхания, секреции
Нарушение тканей, ранние признаки атрофии
Временная потеря памяти
Аномальные телодвижения
Тремор
Дрожь в конечностях
Слабость всех или некоторых конечностей
Опухоли
Хромота
Сколиоз
Сложность или невозможность стоять прямо, ровно
Анкилоз или деформация суставов
Боль в костях
Звон в ушах
Хриплый голос
Частая зевота
Напыщенное поведение
Напряжение мышц живота
Затруднения при опорожнении кишечника и мочеиспускании
Сильное желание горячей пищи
Слабый голос
Потеря либидо
Бессонница
Чрезмерно громкий голос
Разговоры, несоответствующие теме беседы
Какие-либо опасения, беспокойство, чувство безнадёжности
Питта Пурварупа:
Желтизна глаз, кожи, ногтей, носа, зубов, фекалий, мочи
Зуд
Крапивница
Выделения из глаз, рта, носа, мочеиспускательного канала или влагалища
Язвительность
Прыщи
Стремительность, поспешность, опрометчивость в действиях
Сильная жажда
Головокружение
Слабость, чувство пустоты в голове
Кислый или соленый вкус в рту
Сильное желание холодной пищи
Ревность
Гнев
Нетерпеливость
Недостаток сострадания
Налёт на языке
Игнорирование изменений окружающей среды
Несчастье / недовольство
Нечёткое видение предметов
Усталость глаз
Повышенная температура ног
Капха Пурварупа:
Неприветливость
Избыточно масляная кожа
Избыточно масляные волосы
Отёчность
Пастозность
Затруднение двигательной активности
Чрезмерная выдох
Беловатая слизь в стуле
Сладкий привкус в рту
Слабость суставов
Чрезмерное желание сна
Желание дневного сна
Общий недостаток интересов в жизни
Снижение умственной концентрации и ментальной интенсивности
Сопротивление изменениям
Чрезмерные сексуальные фантазии
Увеличение веса тела
Замедление в действиях и мышлении
5. Вьякти (Проявление)
Когда доша-душья-саммурчана, т.е. взаимодействие дош и душья становится полным, характерные признаки болезни, наконец, появляются; эти характеристики известны как рупа. Это - обычно этап, на котором люди понимают, что что-либо в состоянии их здоровья не так и начинают искать пути для выхода из сложившейся ситуации, т.е. обращаются к врачу или занимаются самолечением. На этой стадии мы уже можем признать наличие «болезни» как это принято в современной медицине и поставить «диагноз»: астма, артрит, избыточная масса тела и т.д. Иногда в течение процесса развития болезни, если он не слишком интенсивен, есть возможность отличить доши и душья как компоненты болезни и идентифицировать болезнь как ватаджа, питтаджа, капхаджа, расаджа, рактаджа и т.д. Напротив, если процесс болезни слишком интенсивен, и взаимодействие доша и душья не слишком сильно, ни Тридоша, ни душья не могут быть определены. В этом случае болезни называют и обозначают согласно местоположению их в органах, на которые они воздействуют.
6. Бхеда (Необратимые изменения и осложнения, структурные нарушения)
Слово «бхеда» происходит от санскритского слова «бхид» (укореняться, внедряться), что означает: ломаться, разрыв, раскол, проникновение, также это означает «показывать скрытую тайну». Это точное описание того, что происходит в этой заключительной стадии саткриякала. В этой стадии проявляются осложнения болезни, которые не были очевидны ранее. Например, у диабетика обнаруживается периферический неврит, нарушение кровоснабжения сетчатки или почечные осложнения этой болезни, или у индивидуума, страдающего от хронической болезни Лайма, разовьются ее характерные неврологические осложнения. В этой стадии болезнь больше неизлечима любыми средствами, хотя её компенсация возможна. Болезни, которые достигают этой стадии также потенциально, могут вызывать другие болезни. Человек с любой болезнью на этой стадии, как считают, должен лечиться и изменять свой образ жизни кардинальным образом.
Согласно Аюрведической концепции, всегда более легко справиться с избытком дош в то время как они еще в местах их первоначального нахождения (стадии 1 и 2). Стадия распространения – транзитная (переходная) стадия. На четвёртой стадии компенсаторные механизмы ещё достаточны, так что лечение ещё очень эффективно. В заключительных двух стадиях, когда болезнь манифестирует, и появляются осложнения (стадия 5), лечение становится чрезвычайно трудным, но излечение всё ещё возможно. Если прогрессирование болезни достигает последней шестой стадии, то заболевание становится неизлечимым и даже компенсация маловероятна.
Первые четыре стадии саткриякала (санчая, пракопа, прашара, и стханасамсрая) описывают, как накопленные доши могут распространяться по всему организму и «давать корни» в новом местоположении. Даже в стханасамсрая перемещенные доши, производят клинические проявления, которые ещё не являются определенными диагнозами. Нет возможности определить окончательный диагноз болезни на этой стадии, но проницательный наблюдатель может идентифицировать искажения дош и их характер, а также природу и состояние, в котором они находятся.
Выше были перечислены симптомы, характерные для дисбаланса каждой из дош на первых четырёх стадиях. Чтобы определить свою викрити, необходимо внимательно проанализировать эти признаки и выбрать те, которые есть у пациента. Для Вата доши перечислено всего 65 симптомов, для Питта доши – 46 симптомов, для Капха доши – 40.
Умеренно (до 15)
Значительно (до 33)
Серьёзно (более)
Количество симптомов
Вата викрити
5 - 14
15 - 32
33 и более
Питта викрити
4 - 10
11 - 24
25 и более
Капха викрити
3 - 10
11 - 20
20 и более
Важно обратить внимание на то, что указанные списки симптомов никоим образом не всесторонние, а только классические, наиболее часто встречающиеся признаки. Викрити может проявляться во всём разнообразии уникальных путей развития патологического процесса у каждого индивидуума.