В прошлый раз мы говорили о том, что аюрведические средства действуют на нас при одном очень важном условии - встречном движении нашего внутреннего света к свету или энергии, которое проводит к нам растение. См. здесь: https://vk.com/ayurveda_jyotish?w=wall-12640199_857/all
Есть и более тонкие или можно сказать технические моменты, которые следует учитывать при приготовлении препаратов из трав, будь это в Индии, России или где-бы то ни было.
Часто спрашивают, мол, почему именно аюрведа? У нас есть свои травники и травы, свои традиции. К сожалению, это не совсем так. На Западе люди утеряли связь со знаниями своих далеких предков. Нет системы, нет методологии, да и традиции тоже нет. Почти все, что сейчас используют западные фитотерапевты, основано на достижениях современной науки, либо на выдумках, этно-эзотерическом новоделе.
Уникальность аюрведы заключается в том, что у нее есть глубокая методология, теоретическая база + непрерывная живая традиция использования растений в приготовлении препаратов и лечении.
Вот несколько простых теоретических выкладок, на основе которых можно составлять лечебные препараты из трав. Об основных традиционных процессах приготовления я уже писал ранее здесь: http://vedic.su/publ/pancha_vidja_kashajam_kalpana_pj..
Итак, в основе применения любого растения лежит его особое действие на человеческий организм - прабхава. Это желательно знать заранее из книг, учителя, на крайний случай можно попробовать самому врачу - так еще в совсем недавнем прошлом делали многие медики.
Далее. Нужно учесть три важнейшие фактора действия растений:
- раса (вкус). Каждый из шести вкусов состоит из двух первоэлементов и воздействует тем или иным образом на доши.
- випак (послевкусье). Иногда послевкусье может отличаться от основного или первичного вкуса, например наша крапива обладает горьковато-вяжущим раса, но острым випаком.
- вирья (энергия). Вирья может быть согревающей или охлаждающей. Соответственно для баланса холодных дош - вата и капха - нужны согревающие травы, а для баланса питты - охлаждающие.
Таким образом, если кто-то решит сам использовать или изготовить для себя/других какое-то целебное средство на основе трав, первое что он должен учесть раса-випак-вирья-прабхава.
Есть еще очень важное базовое теоретическое положение аюрведы. Оно касается дхату или тканей. Считается, что как и у нас людей, тело растения состоит из семи дхату или тканей. Соответственно, если нужно воздействовать на ту или иную ткань тела человека, нужно использовать определенную часть растения. Так соки, движущиеся по растению соответствуют раса-дхату или плазме, базовой ткани. Смолистые вещества, образуемые растением при нормальном росте - это ракта-дхату, или кровь. Проводящие клетки растений, образующие основу стебля, соответствуют мамса-дхату или мышцам. Камедь или жидкость, выделяемая при повреждения стебля - меда-дхату или жир. Кора, естественно, соответствует астхи-дхату или костной ткани, а листья - нервной ткани или маджа-дхату.
Мужским (шукра-дхату) и женским (шронита-дхату) половым тканям соответствуют цветы и плоды растений.
Неплохо бы учитывать и это.
Итак, мы теперь знаем что лежит в основе лечебного действия аюрведических средств (1) - взаимодействие энергий пациента и растений. Знаем про основные методики приготовления растительных препаратов (2). А сегодня мы узнали и об основах теории применения трав для лечения (3).
Все - теперь можно приступать к самостоятельной практике!
|