Отрывок из статьи в последнем "Эксперте" (полностью статью можно прочитать здесь): Зеленая стройка
Экологическое строительство (оно же — зеленая стройка, green development) — пожалуй, главный тренд мирового real estate последнего десятилетия. Сегодня это очень горячая тема: на главной европейской инвестиционной выставке MIPIM-2009 почти половина мероприятий была посвящена ей. И вот впервые об экодевелопменте заговорили в России.
В части «эко» спрятано сразу две, часто трудно сочетаемые, концепции: экологическая (минимизация вреда природе и забота о здоровье человека) и экономическая (идея максимально эффективного использования ресурсов при строительстве и эксплуатации зданий). Именно они определяют широчайший спектр зеленых технологий. К экотехнологиям могут относиться совершенно разные явления — и не требующие отопительных систем пассивные дома, и здания с возобновляемыми источниками энергии (ветряки, солнечные батареи, геотермальные источники), и строительная ботаника, когда стены домов выращивают из деревьев, и бионическая, то есть природная, архитектура.
Если для зеленого девелопмента трудно подобрать однозначное определение, то легко сказать, что не является «эко». Это панельные дома, которые до сих пор строятся даже в Москве. Это энергорасточительные здания, которые при введении европейских цен на энергию могут разорить владельцев квартир счетами за отопление. Не экологично жить в металлической клетке, создаваемой арматурой, — не полезно из-за возникающих электромагнитных полей (эффект клетки Фарадея). Плюс это невероятно расточительная стройка с точки зрения расходования материалов: делать стены из бетона нет никакой необходимости, каркасные здания намного экономичнее. Да и утилизация бетонных зданий весьма дорогостоящее занятие. Наконец, бедная визуально жилая среда из однотипных строений неблагоприятно сказывается на психике человека, бесконечное повторение приводит к потере чувствительности.
В Европе и США экостройка стала важным элементом рынка. По системам экологической оценки LEED и BREEAM сертифицированы сотни тысяч домов. Крупные корпорации строят себе штаб-квартиры с «зелеными» крышами и фасадами по схеме «двойная кожа», хитроумными системами естественного освещения и вентиляции, сбора дождевой воды, переработки мусора и т. д. Для корпораций это и предмет престижа, и забота о качестве среды для работников, и экономия на расходах на отопление, кондиционирование, освещение. Можно сказать, что в Европе и США во многом пошли по пути экотека, когда за счет сложнейших систем моделируется здоровая среда.
Дорог ли экотек? По этому вопросу до сих пор идут дискуссии. Наиболее распространено мнение, что в среднем экотек добавляет к стоимости строительства 5–15%. При этом дополнительные затраты окупаются в среднем за восемь-десять лет за счет экономии на коммунальных платежах. Однако появилась точка зрения, что зеленые технологии в последние несколько лет сделали «умную» стройку дешевле возведения стандартного здания.
Возьмем Genzyme Center в американском Кембридже. Это офисное здание получило высшую экологическую оценку — платиновый сертификат LEED. Расход воды в нем снижен по сравнению с рядовыми зданиями на 34%, потребление энергии — на 42%, более 90% строительного мусора было сразу же переработано, а из использованных материалов более 75% допускают вторичную переработку. Инновации при строительстве позволили сократить количество применяемого металла на 20%. Сам же дом можно сравнить со сложным биомеханизмом, где каждый элемент подчинен единой идее: офисный сотрудник не должен чувствовать себя механическим придатком, винтиком корпоративной машины.
В России экостройка развивается в противоположном направлении. Наши девелоперы, чья основная компетенция лежит в области получения земельных участков, совершенно не заинтересовались экотеком. Их можно понять: когда работаешь на рынке постоянного дефицита, инновации не очень нужны. В то же время в загородном строительстве частные заказчики традиционно используют естественные экоматериалы, к примеру дерево.
Российские панельные дома — антипод эконедвижимости
Российские панельные дома — антипод эконедвижимости
Фото: Анна Морозова
В России есть интересные наработки в области применения в стройке естественных материалов. Есть опыт строительства домов с утеплителем из прессованной соломы. Есть интересная технология создания стеновых блоков из грунта (компания «Русские качели»), есть другие разработки. Поэтому в области естественных материалов Россия может в перспективе занять некоторую долю и мирового рынка. Но дело в том, что в европейском и западном строительстве акцент делается на экономичности. При этом в качестве утеплителя часто используются искусственные материалы — минеральная вата, пенополистирол. У нас в основном применяют естественные утеплители — солому, пеностекло, утеплители на основе торфа и древесных опилок.
Российские экостроители, продвигающие новые технологии, находятся сегодня в положении маргиналов, хотя таких зданий у нас возведено сотни и они дешевле стандартного строительства. Правда, все самое интересное происходит на периферии, в небольших частных проектах.
Очень медленно у нас развиваются технологии, связанные с энергосбережением. Виной тому несколько причин. Во-первых, в стране пока еще весьма дешевые энергоресурсы, что не стимулирует потребителей экономить. Во-вторых, не используется механизм технологических коридоров, в результате российская стройка остается расточительной и неэффективной. В-третьих, не существует государственной политики стимулирования экотехнологий. «В Европе стимулируют умных. И готовятся к эпохе без газа и нефти», — заметил на «Проэстейте» один из экспертов. Так, в Европе пользователи, устанавливающие у себя ветряк или солнечную батарею, получают до 50% компенсации понесенных издержек.
Заметим, что нынешнее состояние экотехнологий — скорее всего, начало пути. Посткризисная стройка, в частности, может быть связана с идеей принципиально новой, безотходной (no waste вместо low cost) стройки. Или с идеей энергогенерирующих, а не потребляющих зданий и городов. Так или иначе, экодевелопмент представляется той сферой, где сегодня ощутим пульс будущего.
Конец цитаты.