Недавно в компьютерре была опубликована, с моей точки зрения, интересная статья на эту тему. http://www.computerra.ru/sgolub/417120/
Великий алырник
Автор: Сергей Голубицкий
Опубликовано 08 апреля 2009 года
Культур-повидло сегодня навеяно эмоциональным постом Амалии Кузнецовой в ветке обсуждения колонки "I do believe in fairies!! I do! I do!" на компьютерровском форуме. Позволю себе процитировать Амалию целиком, поскольку, во-первых, приведенная фактография наверняка развеселит публику; во-вторых, в деталях этого поста скрываются те самые сокровенные механизмы, которые, собственно, и составляют основное содержание сегодняшнего джема. Итак...
"Давно уже хотелось написать. Сергей искренне восхищается Индией и её подходом к жизни. Но ведь у этого есть и оборотная отвратительная сторона, например, кастовость. И отделять одно от другого не имеет смысла. Типичный инцидент по News.ru: "В Пакистане шесть преступников, обвиняемых в групповом изнасиловании 18-летней девушки по кастовым законам мести, приговорены к смерти. Сразу после вынесения вердикта насильники были помещены в камеру смертников в соответствии с тюремной процедурой. Однако, как замечает BBC, представляется маловероятным, что приговор будет неизбежно исполнен. Эта дикая история произошла в начале июля в деревне Мирвала провинции Пенджаб. Там представители племени мастой устроили "показательное" изнасилование 18-летней девушки из более низкого по социальному статусу племени гуджар. Её также заставили обнаженной пройти перед тысячной толпой, чтобы "смыть позор" со своего племени. Перед этим семье девушки предложили добровольно выделить жертву для публичного поругания, иначе крестьяне мастоя пригрозили обесчестить всех женщин и девушек клана гуджара. Первоначально сообщалось, что это наказание было наложено из-за того, что брат девушки изнасиловал женщину из племени мастой. Потом СМИ передали, что на самом деле у брата девушки был взаимный роман с женщиной из племени мастой. Но всё это были попытки объяснить произошедшее с точки зрения европейской морали. И вот наконец выяснилось совсем уж невероятное. Оказывается, изнасилование явилось наказанием за то, что 11-летний брат этой девушки возвращался из школы с девочкой из более привилегированной касты. Представители низших каст в Пакистане не могут ходить рядом с представителями высших, потому что они приносят высшим таким образом бесчестье".
В посте Амалии Кузнецовой, равно как и в исходнике News.ru заложен неисчерпаемый кладезь мифологии, которую я и попытаюсь развенчать косточка за косточкой, глупость за глупостью, ложь за ложью. С единственной - обратите внимание! - целью: уберечь Амалию и подобных ей доверчивых читателей от чумы XXI века - формирования личного мировоззрения на основании публикаций в средствах массовой информации.
Начнем с News.ru. Сетевое СМИ пересказывает читателям историю BBC о загадочных "кастовых законах мести". Я не буду объяснять читателям, что никаких законов кастовой мести, некастовой мести и вообще мести в любом её проявлении в индийской цивилизации не существует в принципе, потому что само слово "месть" для этой цивилизации - чудовищная аберрация. Достаточно почитать Манавадхарма Шастра ("Законы Ману"), положенные более двух тысяч лет назад в основу социального устройства индийской цивилизации, чтобы удостовериться: слово "месть" не произносится в этом трактате ни одного раза! При том что слово "каста" (вернее, конечно, варна) фигурирует на каждой странице, поскольку и в самом деле является основой индийского общества.
В данном случае напутала, конечно, не BBC, а Амалия Кузнецова: описанные события происходили не в Индии, а в Пакистане, отсюда и страсти вокруг "мести" - понятия, лежащего в основе исламской ментальности, но отнюдь не индуизма1. Иными словами, у Амалии не было оснований для того, чтобы приводить примеры из жизни пакистанских деревень в качестве иллюстрации "отвратительной кастовости" Индии (и уж тем более - что-то там заявлять о "типичном инциденте"). Но это совсем не важно, потому что... Потому что в описанной истории вообще нет ничего близкого к тому, что понимается под кастами!
"Изнасилование 18-летней девушки из более низкого по социальному статусу племени гуджар". Более низкого по отношению к "племени мастой". Господа журналисты, вы вообще понимаете, что пишете? Какое отношение имеют касты к межплеменным дрязгам? Это что, типа, оборванцы из одной деревни обиделись на оборванцев из другой деревни? Крестьянин из племени гуджар прогулялся с крестьянкой из племени мастой и поэтому изнасиловали его сестру-крестьянку, потому как гуджары не вышли мордой на фоне мастоев?! Это в каком сумасшедшем доме сочинили?! Каким кривым боком можно приписывать банальную ублюдочную межнациональную рознь (к тому же еще взятую на первобытно-племенном уровне) кастовым отношениям? Где тут в деревне мастоев спрятались брахманы? А может, это кшатрии устроили групповуху шудрам, да еще из другого племени?
"Более привилегированные касты", "представители низших каст не могут ходить рядом с представителями высших каст"... что это за бред идеологизированной сивой кобылы?! И главное - для чего он нужен, убогий этот путаник?!
Полагаю, с мастоями и гуджарами, которые, судя по всему, ещё не слезли с деревьев, мы разобрались. На очереди - следующая мифологема: об "отвратительности каст", которыми возмущается Амалия. Для меня лично система варн - это лучшее, что есть в Индии. Лучшее и единственное, что спасает эту цивилизацию от гибели. Мне кажется, что Амалия просто не понимает настоящего смысла кастового разделения общества. Смысл этот - вовсе не утверждение преимущества одной части общества над другой и отнюдь не оправдание социального и юридического беспредела. Смысл кастовой системы - в спокойном и мирном разделении того, что не может мирно существовать вместе. Не может и не должно существовать вместе - в высшем (телеологическом2) смысле слова.
Любой иной сценарий, отличный от кастовой системы, неизбежно привел бы Индию к одному из трех финалов: 1) расовой или национальной резне; 2) тотальному вырождению цивилизации (то, что мы наблюдаем на Западе, скукожившемся до убогого консьюмеризма); 3) вырождению самой нации (то, что мы наблюдаем в России, начиная с 1917 года).
Эксцессы, которые мы наблюдаем сегодня в Индии - национальная резня, религиозные трения, терроризм, расовая нетерпимость, - возникают не по вине кастовой системы, а ровно наоборот: из-за государственной политики, направленной на разрушение варн (с легкой руки Махатмы Ганди).
Прошу читателей понять меня правильно: в страшном сне мне бы не пришло в голову агитировать за адаптацию системы варн применительно к родному отечеству! Каким бы соблазнительным ни казался подобный подход в условиях национального и социального вырождения, он совершенно неприменим в силу объективных причин: касты не навязываются искусственным образом, тем более не навязываются извне. Касты созидаются органично на основе отношения различных членов общества к духовным, а не социальным ценностям. Из социальных ценностей (отношение к богатству, труду и т. п.) возникают классы и сословия (как это всегда и происходило в Европе и России), но никак не варны браминов и кшатриев. Брамины рождаются из тысячелетнего служения Духу и Божественному - какая уж тут может быть адаптация.
Любая попытка вывести кастовую систему из контекста духовности либо интерполировать её на национальные отношения (ещё страшнее!) ведет к неописуемой трагедии. Самый яркий пример подобной трагедии в истории ХХ века - попытка буров адаптировать систему раздельного сосуществования (апартеида) в Южной Африке на уровне государственного устройства и межнациональных отношений.
За подробностями этого удивительного эпоса отсылаю читателей к моей "Квайто для когдамышей", опубликованной в "Бизнес-журнале". Здесь же ограничусь констатацией финала: благородный эксперимент буров по сохранению диких африканских племен (а ведь перед глазами стояла легкая и эффективная альтернатива: вырезать всех зулусов под корень подобно тому, как поступили англичане с аборигенами в Северной Америке!) завершился чудовищным вырождением самих буров и крушением государства, некогда потрясавшего (идеологически не зашоренную и не оболваненную СМИ публику, разумеется) красотой экономического и культурного развития. Сегодня ЮАР, "освободившаяся" пятнадцать лет назад от апартеида, находится там, где только и может находиться: первое место в мире по преступности (особой популярностью пользуется изнасилование детей), каждая третья беременная женщина заражена СПИДом, ежегодно умерщвляется чернокожих (руками самих же чернокожих) больше, чем за всю историю существования апартеида!
Впрочем, мы отвлеклись от главной темы. Проблема ведь не в индийских варнах, не в адаптации кастовой системы в России и не в южноафриканском апартеиде. Проблема в оболванивании читающей публики средствами массовой информации, откуда эта публика черпает мифологию, на которой впоследствии воздвигает личное мировоззрение.