Главная » Статьи » Аюрведа » Теоретические основы аюрведы

Панчакарма в аюрведическом лечении

Аюрведа утверждает: здоров лишь тот, у кого все три доши (аюрведические элементы), двенадцать дхату (ткани тела), три мала (продукты обмена) и 13 агни (типы огня или энергий в теле) находятся в полном равновесии.

 

 

Мы не можем жить в идеальных условиях. На нас постоянно действуют различные внешние факторы. Они могут быть естественными: стихии природы, её сезонные изменения, процесс старения и т. п. Или это могут быть факторы, которые зависят от нас самих, от наших привычек и образа жизни: неправильное питание, вредные привычки, сбои в режиме дня и т. п.

Всё это ведет к тому, что доши выходят из естественного баланса. Далее агни (железы внутренней и внешней секреции, в целом метаболизм) перестают действовать должным образом, и в конечном итоге в организме начинает накапливаться ама — шлаки, продукты обмена.

У амы есть свойство задерживаться в каналах нашего тела — шротах и мешать их нормальной функции, что неминуемо приводит к болезни.

 

На протяжении веков панча-карма остается признанным методом аюрведической терапии. Корифеи аюрведы утверждали, что именно эта процедура способна устранить душита-дошас (дисбаланс дош) и хронические болезни, не давая не малейшего шанса для проявления рецидивов. Таким образом, этот метод можно применять и в терапевтических и в профилактических целях.

 

Панчкарма, или по другому самшодхан чикитса, разделяется на три стадии.

 

- Пурва карма

- Прадхана карма

и

- Пашчата карма

 

Рассмотрим, что включают в себя эти три стадии.

 

Пурва-карма, или подготовительная часть панча-кармы.

 

 

 

В эту стадию входят:

 

- снеханам (промасливание)

и

- сведанам (прогревание)

 

Благодаря этим двум процессам ама-доша покидают места, где они скапливались и мешали нормальной работе организма, попадают в желудочно-кишечный тракт и другие каналы нашего тела. Благодаря дальнейшим стадиям панчакармы они могут быть легко удалены из нашего тела.

 

Есть два типа снехана (промасливания):

 

- внутреннее (лечебные масла и топленое масло)

- внешнее (с помощью различного рода процедур по телу)

 

Сразу после промасливания нужно провести сведанам, то есть прогревание.

 

Прадхана-карма или основная стадия панча-кармы.

 

В эту стадию входят:

 

- вамана (лечебная рвота)

- виречана (слабительное)

- васти (клизмы)

- насьям (очищение носовых пазух)

- рактамокшанам (кровопускание)

 

С помощью первой процедуры прадхана-кармы ваманы из организма удаляются загрязненные доши через верхнюю часть пищеварительного тракта — пищевод и рот. Это устраняет аму (токсины), связанные с капха-доша. Эта процедура важна не только для больных людей, но и для здоровых для профилактики.

 

Виречана — это очищение через нижний отдел пищеварительного тракта, анус. Эта процедура особенно полезна для удаления амы, связанной с питтта-доша.

 

Васти или лечебные клизмы очень важна для правильного прохождения панча-кармы и удаляет загрязнения, связанные с вата-дошей.

 

Васти бывают двух типов:

 

- анувасана — клизмы с лечебным маслом

- нирудха — клизмы с травяными настоями

 

Методы применения васти зависят от состояния пациента и от того, какая доша у него сильнее всего разбалансирована.

 

Процедура насьям заключается в закапывании в нос лечебного масла. Она применяется для удаления амы из носа, носовых пазух, всей носоглотки, а также всей головы. Через нос легче всего вывести токсины из этих областей нашего тела. Это очень эффективное лечение при головных болей различного происхождения, парезах, потерях обоняния и вкусовых ощущений, преждевременной седине, ограничении подвижности в воротниковой области и др.

 

Рактамокша или рактамокшанам в современных условиях проводится в виде герудотерапии (пиявки). Хотя в недавнем прошлом для кровопускания применялись различные приспособления от одного вида которых у многих современных европейцев может произойти удар.

 

Пашчат карма или завершающая стадия панча-кармы.

 

После всех этих сложных процедур из основной программы панча-кармы наш организм испытывает недостаток сил, а пищеварение становится ослабленным. Для того чтобы восстановить силы и разжечь огонь пищеварения пациенту назначается специальная диета и особый режим. Но подход к восстановительной терапии на завершающей стадии панчакармы очень индивидуальный и зависит от состояния пациента.

В обычном случае используют тонизирующие продукты, типа фруктовых соков, а также аюрведические тоники, такие, как чаванпраш. Также хороши омолаживающие процедуры, типа навара-кири (мешочки с рисом навара). 

 

Обсудить на форуме

Категория: Теоретические основы аюрведы | Добавил: vedic (17.12.2015)
Просмотров: 2331 | Теги: аюрведическое лечение, сведанам, панчакарма, снеханам | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar