Главная » Статьи » Аюрведа » Теоретические основы аюрведы

Аюрведическа конституция. Часть 3. Гуны и доши.
  Сочетание трех гун и трех дош. Пракрити в трех гунах.

 Каждый конституциональный тип может находиться под влиянием трех гун материальной природы, о которых шла речь в первой части. Причем каждый тип имеет бо'льшую или меньшую склонность к той или иной гуне.

Вата.

 Из-за их открытости, легкости, восприимчивости, непривязанности на людей ватик типа оказывает бо'льшее влияние саттва-гуна, благость. Им легче осознать духовный аспект бытия, легче "взлететь" над обусловленностью и привязанностями, легче усваивать новые знания.

 На них меньшее воздействие оказывает раджа-гуна (страсть) так как не получает резонирования стихии огня. Чувства людей вата-доша легки и холодны, они не склонны любой ценой добиваться цели, их сексуальное влечение имеет скорее платонический, идеальный характер.

 Тама-гуна еще реже имеет возможность связать представителей ватик-пракрити. Ведь они постоянно в движении, а следовательно стабильность, инертность, покой - все это не для них. Они всегда полны планов, идей, порывов и мечтаний. Они в постоянном творчестве - тамас же противоположный творчеству процесс.

 Насколько сильно' влияние гуны благости (саттвы) на представителей ватик-пракрити, настолько же оно и редко. Ведь для её поддержания требуется постоянство, которого нет у ватик-людей. Для ее обретения им требуется уединение, покой, сосредоточение, что в современных условиях жизни является большой редкостью. А раз им не удается жить в благоприятной для развития саттвы среде, они, в силу своей открытости и восприимчивости, подпадают под влияние тех тенденций, которыми насыщен современный социум - их окружение. Поэтому они "впереди планеты всей" во всем, к чему стремиться современная цивилизация, не отличающаяся саттвичностью.

 Вообще, люди ватик-пракрити наиболее зависимы от  среды, поэтому им требуется наиболее тщательно относиться к выбору своего окружения и места обитания.

 Раджас и тамас - это две доминирующие сейчас гуны. Большие города - это средоточие энергий страсти и невежества. И наиболее тяжелые последствия от взаимодействия с ними получают как раз люди ватик-типа.

 
Питта.

 Горячие, страстные по своей сути люди этой конституции чувствуют себя уютно под влиянием гуны страсти (раджаса). Их природный огонь под воздействием сильных желаний, амбиций, вызовов, исходящих из внешней среды, лишь разгорается еще сильнее. Чем больше препятствий, конкуренции и борьбы на их пути, тем лучше. Чем дальше находится цель и чем труднее путь к ней, тем они охотнее выбирают её в качестве ориентира. Чем опаснее и сильнее противник, тем они решительнее ввязываются в борьбу с ним. Такова природа раджаса и огненной стихии.

 Беда в том, что любая цель в конце концов достигается, а любой путь заканчивается. Это самое тяжелое испытание для людей питтик-пракрити. Когда они добиваются победы, им не остается ничего другого, как снова искать приключений. Естественно, что это очень сильно выматывает и изнашивает не только самого человека с питта доша пракрити, но и его окружение. Поэтому рано или поздно они будут вынуждены хотя бы на время опуститься в тамас (что происходит почти всегда) или соприкоснуться с чем то возвышенным и освежающим их ум - соприкоснуться с саттвой (гораздо реже).

 Но и то и другое у них получается все же по-питтовски, то есть с решительностью и, зачастую, с фанатизмом. Если они решают получить знание или отречься от чего-то - то они сделают это "по полной программе". Нередко при этом все окружение начинает втягиваться в этот процесс. Питта человек не просто начнет ходить в церковь, он сам построит храм или монастырь, иногда прямо у себя во дворе, чтобы "уж наверняка" подействовало. Но стоит ему успокоиться и одухотворить свою страсть саттвой, как он снова видит необходимость окунуться в бурную деятельность. Как же там без него мир то сможет существовать?

 Тоже касается и невежества (тамаса). Для того чтобы получить отдохновение от постоянного горения, успокоить задерганные чувства и ум, такой человек может дойти до самого дна жестокости, безразличия к жизни и людям. Может на несколько месяцев впадать в тяжелейшие запои или депрессии.

 Другое дело, что для него характерны и раскаяния, и опять - такие же глубокие и яростные.

Капха.

 Под лежачий камень вода жизни течет слабо. И благость и страсть, конечно, оказывают действие на людей с капха пракрити, но слабее, чем "свой в доску" тамас. Неспешные, основательные, скуповатые капхи никогда не стремятся к каким то переменам. Их в жизни и так почти все устраивает. Бурные проявления чувств, характерные для питтик людей, и постоянные сомнения и искания, присущие вата людям, не затрагивают самый стабильный аюрведический тип.

 В современном мире капхи, пожалуй, наиболее приспособленная часть человечества. Они берут терпением, усидчивостью, спокойствием, природной жизненностью и силой.

 Так как капхи очень стабильны и имеют естественное родство с одной из доминирующих сейчас гун - тамасом, то и состояние их чаще относится к этой гуне. Но несмотря на это, они поддерживают все здание современной цивилизации, не давая ему оторваться от тех простых идей, которые очевидны и понятны для всех - еда, сон, совокупление и оборона. Нет духовных ориентиров? Но такова специфика нынешнего времени.

Итак, каждая аюрведическая конституция испытывает доминирующее влияние той или иной гуны - тонкой обусловленности. Рассмотрим положение каждого типа пракрити в трех гунах.


 
             Вата          Питта       Капха
          Саттва  Вершины творчества, гениальность, первооткрывательство, экстрасенсорные способности, духовное лидерство, прозрение, откровение, аскеза, отречение. Духовный и интеллектуальный ориентир для всего общества. Основатель идеологии, религии, учения, которые ведут человечество к свету, Богу, избавлению от болезней, страданий, пониманию своей природы, самоосознанию. Вершины альтруизма - полная отдача себя во благо идеи, общества, других людей, полное отсутствие страха смерти - отвага, харизма, не оспариваемое лидерство, покровительство, внутренняя сила и уверенность, честь, честность. Защитник для всего общества, руководитель, на которого молятся все без исключения подчиненные. Бескомпромиссно отстаивает справедливость, вселенский закон. Щедрость, абсолютная доброта, умиротворение, всеобъемлющая любовь и всепрощение, тонкий юмор, основательность во всем, глубокое и всеобъемлющее, энциклопедическое знание, титаническая работоспособность и трудолюбие, долгожительство. Могут быть "солью земли" народа, олицетворяя в себе всю его самобытность и традицию. Основоположники и корифеи в той или иной области. Опора на которой держится мир.
          Раджас  Талант, художественный и музыкальный вкус и умения, высокий творческий потенциал, генераторы идей, отличные переговорщики - легко заводят знакомство, легко входят в контакт и доверие, высокий интеллект Умелый руководитель, ценный член общества, который всегда занимает и отстаивает активную позицию. Сложны в семейных и деловых отношениях, так как всегда стремятся настоять на своем. Любит преодолевать препятствия. Целеустремленность, лидерство, раздражительность, воинственность, ревнивость, вспыльчивость. Имеет и горячих почитателей и непримиримых врагов. Затрачивает очень много сил и энергии ради достижения цели - "горит на работе". Хитрость, предприимчивость, сообразительность, любовь к простым мирским наслаждениям - вкусно поесть, поспать. Сильнее других привязаны к сексу. Расчетливость, бережливость, незлобливость, традиционность взглядов,безразличие к политике, возвышенному искусству и быстро меняющимся ценностям. Сильная привязанность к месту рождения, золоту, драгоценным камням, здоровью и другим вечным, с их точки зрения, ценностям, которые они хорошо умеют беречь.
          Тамас  Склонность к наркотикам, сексуальным извращениям, слабая самооценка, психозы, депрессии, сектанское сознание (делегирование ответственности), тотальная зависимость от других, от чужого мнения, ощущение безысходности, суицидальные наклонности, истеричность и крайняя нестабильность  Язвительность, нетерпимость, ложная гордость, критиканство. Жестокость, доходящая до садизма. Склонность к алкоголю, к разгульной жизни до последней рубашки, безрассудство, губительный азарт, диктаторство. Неразборчивость в средствах достижения цели, то есть не гнушаются и криминальными и просто антигуманными средствами - могут идти по трупам и загубленным жизням. Отсутствие понимания, что есть хорошо, а что плохо. Навязывание своего видения мира другим. Крайние проявления фанатизма и ложного рвения. Скупость (иногда доходящая до маниакальной), тупость, апатичность, нечистота, зависть, мстительность, подхалимство, лицемерие, двуличность, безыдейность. Психологическая подавленность, полная замкнутость на себе. Крайняя степень консерватизма, ретроградство. Не способность приспособиться к меняющимся условиям вокруг. Полная беспринципность и равнодушие к бедам и проблемам других людей и общества. Неразборчивость в еде.




 Аюрведический подход заключается в том, что каждый человек, понимая свою изначальную природу, постепенно поднимается до саттва-гуны, обретая таким образом здоровье, значимость для общества и, в конце концов, самоосознание.


Часть 1.

Часть 2.



(c) vedic.su

 

 
Категория: Теоретические основы аюрведы | Добавил: vedic (02.02.2010) W
Просмотров: 6730 | Комментарии: 2 | Теги: гуна, раджас, капха, аюрведа, вата, пракрити, гуны и доши, питта, саттва, доша | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 2
avatar
1 frenchkiedis • 12:08, 15.02.2010
Скажите, пожалуйста, влияние гун как-то обусловлено при рождении и проявляется в течение всей жизни, или это целиком зависит от среды и личного опыта человека? И какие факторы или способы изменяют влияние гун?
avatar
2 vedic • 22:15, 17.06.2010
Вопросы, пожалуйста, задавайте на форуме.
avatar