Аюрведа имеет в своей основе представление о пяти первоэлементах: эфире, воздухе, огне, воде и земле; и трех гунах (модусах, состояниях сознания): благости, страсти и невежестве. Эти восемь составляющих определяют как телесную, так и ментальную природу человека.
Для того чтобы понять, что необходимо для лечения или поддержания здоровья, необходимо понять природу, суть нашего состояния. На санскрите это называется пракрити. Пракрити - это изначальная природа, которая дается нам от рождения (точнее - от зачатия) и остается неизменной на протяжении всей жизни. Это наша матрица, наш генотип, наше предназначение и наша судьба. Мы не можем уйти от изначальной природы слишком далеко без последствий. И наоборот, если мы живем в соответствии со своей пракрити, своим предназначением, наша жизнь протекает в саттве (благости). Мы в меньшей степени подвержены заболеваниям, наш ум пребывает в покое, окружающий мир находится в гармонии с нами, каждый миг мы ощущаем правильность направления, в котором мы движемся по реке жизни. Такое осознанное существование - цель аюрведы.
Так устроен этот мир, что все подвержено изменениям. Эти изменения чаще всего ведут к деградации, разрушению, увяданию и в конечном итоге - к хаосу? Нет, к новому уровню упорядоченности и гармонии, который опять под влиянием времени и энтропийного принципа нисходит к большей дезорганизованности. Веды утверждают, что лишь сознание, духовный принцип, осознанность способны гармонизировать и приводить к постепенной возвышающей эволюции материю.
Это касается и человека. Изначально в нас заложен высокий потенциал гармонии, здоровья, радости и жизненной энергии. И лишь от уровня нашего сознания, зависит насколько долго мы его сохраним и насколько эффективно сможем вывести на новый уровень, я имею в виду реинкарнацию, на сколько вероятно произойдет качественный переход к новой пракрити.
Исходя из приоритета сознания, рассмотрим восемь составляющих нашего здоровья, начиная с трех гун, состояний сознания. Итак, пракрити, изначальная природа может быть окрашена благостью (саттва), страстью (раджас) и невежеством (тамас). С рождения у каждого человека уровень влияния трех гун на сознание различен и этим определяется индивидуальные психотипические особенности личности.
Для саттвы (благость) характерны следующие психические качества: ясность ума, спокойствие, милосердие, правдивость, аскетичность (природная способность обуздывать чувства), стремление к знанию, милосердие (положительное отношение ко всему вокруг, людям, животным, растениям), стабильность, радостность. Люди, рожденные с сильным влиянием этой гуны, как правило, склонны к деятельности, не связанной с негативными эмоциями, они приносят пользу как себе, своему здоровью, так и всем окружающим.
Для людей, которые при рождении получают в большей степени качества раджаса (страсти) присущи решительность, агрессивность, лидерство, сильные стремления и амбиции, сильные порывы желаний, гнев, раздражительность, упорство в достижении цели, отвага, находчивость, язвительность, проницательность, энергичность. Эти психологические качества могут принести личности очевидную пользу, но они же приносят и очевидный вред. Это касается здоровья, отношений с окружающим миром, жизненного пути.
Тамас (невежество), если завладевает человеком по его судьбе с рождения, приносит ему и окружающей его среде главным образом негативные последствия. И не мудрено. Ведь это качество тонкой природы связано с разрушением. Такой человек склонен проявлять с рождения лень, необузданность и неоправданность желаний, заторможенность, отсутствие понимания ситуации (что есть плохо, а что есть хорошо для него, что принесет благо, а что вред), крайнюю степень эгоизма, обидчивость, нежелание обучаться, прикладывать усилия вообще, сильную, иногда пугающую окружающих, инертность, фатализм и апатию.
Таким образом, для понимания пракрити, изначальной природы, первостепенное значение имеет психический строй личности, который будет оказывать максимально сильное воздействие на нас в течение жизни. Сам образ этой жизни будет зависеть от него. В соответствии с его пониманием и принятием нужно строить и планы по гармонизации, оздоровлению всего нашего организма, как целого, как сочетания телесной, психической и духовной природы.
Цель аюрведы, главная её цель, это саттва - обретение чистого сознания, которое способно очистить и наше тело. Я специально начал рассказ о пракрити таким образом, чтобы у читателя не сложилось впечатление, что лишь принимая лекарства или меняя диету, человек способен защитить свое тело от всех напастей.
Обсудить на форуме
Шарира-доша, телесные элементы вата-питта-капха, ч.2
|