Панча-видья-кашаям-калпана — пять методов приготовления аюрведических препаратов из трав.
Аюрведа — это траволечение. Все лечебные методы в аюрведической медицине основаны на использовании целебной силы трав, деревьев, их плодов, листьев и корней.
Считается, что в нашу временную эпоху — Кали-югу — с каждым веком лечебная сила трав уменьшается, сходя на нет. Теряется наука правильного использования растений. Люди все чаще используют суррогаты, разрывая связь с матерью-природой.
Поэтому так важно знать о изначальной науке естественного оздоровления — применения природных, натуральных методов, максимально эффективного их использования.
1. Сва-раса — использование сока самого растения методом простого отжима.
Первый метод - свежее растение размалывается в ступке и затем отжимается через ткань.
2. Второй метод — калка — изготовление пасты из частей растения.
Используются различные части растения с добавлением воды, меда или топленого масла или без этих добавлений, в зависимости от насыщенности жидкостью тканей растения, а также из соображений лечебного эффекта.
Как мед, так и Гхи (топленое масло) и даже вода выступают в роли анупаны — носителя, катализатора или проводника лечебного воздействия трав, помогая организму лучше усвоить травяной препарат. Паста может использоваться и наружно и внутрь.
3. Третий метод — кват/ квата или отвар. Самый знакомый нам по домашней медицине метод. Другими словами — это травяной чай.
Соотношение стандартное 1 часть растительного сырья к 7-8 частям воды. Важно нагревать отвар до кипения не резко, а постепенно. Большое значение имеет постоянное помешивание в процессе приготовление, а также посуда, в которой происходит приготовление отвара. В идеале — это максимально экологически-чистая глина, можно стекло, не китайская (если это вообще возможно) нержавейка и т. п.
Можно в новой эмалированной посуде без сколов.
Технология процесса заключается в постепенном испарении воды.
В зависимости от степени испарения различают отвары различной силы. Можно добиться высокой концентрации после многочасового уваривания (вплоть до уменьшения объема наполовину), и такой отвар считается сильным, концентрированным.
Можно уменьшить объем жидкости лишь на четверть, тогда отвар будет более мягким по воздействию.
Есть и самый глубокий метод выпаривания. Доводят концентрацию до половинного объема, затем процеживают растительное сырье через сито или ткань. Остатки сырья убирают, а оставшуюся жидкость вываривают вплоть до кашицеобразного состояния, а затем высушивают, получая капсулы — гана.
4. Четвертый метод — фант или настой на горячей воде (1 к 8-ми).
Желательно поддерживать температуру воды не выше 80 градусов по Цельсию, чтобы целебные свойства растения с одной стороны максимально раскрылись, а с другой не потеряли силу (при слишком большой температуре).
Продолжительность приготовления обычно около 12 часов, желательно, чтобы температура оставалось высокой все время. Для этого нужно «утеплить» сосуд с настоем или использовать термос.
В четвертом методе есть две разновидности. Первая — залить горячей водой растительное сырье и теплоизолировать сосуд. Второй — залить растительное сырье холодной водой, а затем медленно нагреть до нужной температуры, затем снять с огня и опять теплоизолировать.
5. Пятый метод - хима — или настаивание в течении непродолжительного времени (не дольше начала брожения) растительного сырья в теплой воде или воде комнатной температуры.
Полученный первым методом лекарственный состав считается наиболее эффективным. Остальные методы приведены по мере убывания эффективности.
Это первичные методы приготовления лекарственных препаратов в аюрведе.
На их основе существуют многообразные вариации. Например, приготовление лекарственных масел (тайлам и гхритам)
или отваров с молочными продуктами (такра).
Также из сырье полученное вышеприведенными способами, подвергается дальнейшей обработке:
- брожению с добавлением различных ингредиентов — асава
- простое брожение — аришта
- из квата или гана делают вати — то что чаще
всего можно встретить в аюрведических магазинах в виде капсул-таблеток. Но здесь есть одна проблема. Вати могут делать и из порошка — чурнам. Но чурнам быстро теряет лечебную эффективность, а значит и таблетки из него будут малоэффективны. Если только порошок не спрессовали в гранулы сразу после помола. В любом случае, простой помол подразумевает быстрое использование.
- и самый знаменитый продукт дальнейшей переработки — авалеха — то есть джем.
Когда к полученному пятью методами сырью добавляют тростниковый сахар или мед. Так изготавливают самый популярный аюрведический продукт чаванпраш.