[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
ФОРУМ » Аюрведа (очищение, омоложение, лечение) » Аюрведические методы оздоровления и профилактики болезней. » Аюрведические методы лечения болезни Паркинсона
Аюрведические методы лечения болезни Паркинсона
vedicДата: Суббота, 20.10.2018, 19:07 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5941
Награды: 12
Репутация: 9
Статус: Offline
Роль панчакармы в лечении болезни Паркинсона



(мой перевод статьи с некоторыми разъяснениями и комментариями)

Приянка, аспирантка кафедры Кайачикитсы, Университетского Колледжа Аюрведы имени доктора Сарвепалли Радхакришнана, Университет Аюрведы Раджастана, Джодхпур. 

Мишра Прамод Кумар, магистр аюрведы, доцент, заведующий кафедрой Кайачикитса, Университетского Колледжа Аюрведы имени доктора Сарвепалли Радхакришнана, Университет Аюрведы Раджастана, Джодхпур. 

Email: greennature2023@gmail.com 

Аннотация. 
Термин «панчакарма» подразумевает специальные терапевтические процедуры, ведущие к очищению натуральными методами. Они направлены на достижение многофакторного воздействия на организм и несут одновременно профилактическую и лечебную функцию. Классическая панчакарма включает в себя пять видов Шодханы (очищения): ваманам, виречанам, васти, насьям и рактамокшанам (соответственно, рвотное, слабительное, клизмы, очищение носовых пазух и кровопускание). Внешняя панчакарма включает в себя абхйангам, надисведам, широдхара, шировасти, пижичил (о каждой из этих процедур рассказано ниже подробнее) и т.д. Паркинсонизм обычно принимается, как хронический процесс прогрессирующей двигательной дисфункции, связанной с дегенеративными изменениями в нервной системе. Эта болезнь связана с нарушениями в экстрапирамидной двигательной системе и характеризуется скованностью, тремором, гипокинезией (ослаблением мышечной реакции), брадикинезией (замедленностью движений) и акинезией (невозможность произвольных движений). Кроме того, в виде вторичных проявлений паркинсонизма можно наблюдать нарушения в осанке, походке и ослабление мимики (лицо-маска). 
Согласно аюрведе, эта болезнь ассоциируется с состоянием Кампавата. Это состояние описывается в Ватананатамадж вайадхи. В этих случаях применяют снехана (промасливание) и сведана (прогревание) для умиротворения вата-доша. Виречана (слабительное) нормализует потоки вата в теле (Ватануломана) и очень эффективно устраняет Паквасайагата вата (застой воздуха, запор). 
Васти (клизмы) важная шодхана (очистительная процедура) для снижения вата-дисбаланса в целом и дает многофакторный положительный эффект, помогая системному лечению паркинсонизма. 
Процедуры внешней панчакармы имеют своей целью комплексное лечение скованности и других двигательных нарушений (поза, походка и т.п.). 
Таким образом, рациональное использование внешней и внутренней панчакармы может приводить к общему улучшению состояния пациента и к улучшению отдельных функций. 

Ключевые слова: панчакарма, естественное очищение, болезнь Паркинсона, ватануломана 

Введение. 
Болезнь Паркинсона обычно считается хроническим прогрессирующим нейродегенеративным процессом. Она распространена по всему земному шару. В среднем по миру этой болезнью страдают 4,5-19 человек на 100 000. Начинаясь незаметно для больного, затем это заболевание прогрессирует. Первые клинические проявления начинаются только тогда, когда уже 60 процентов продуцирующих дофамин клеток в черной субстанции (Substantia nigra) прекращают работу (1). 
Это заболевание фиксируется у всех этнических групп, но у мужчин риск развития этого заболевания в 1,8 раза выше, чем у женщин. Причины возникновения этого заболевания до конца не изучены, но наиболее вероятным считается сочетание генетических факторов и негативного влияния внешней среды. 
Патология затрагивает экстрапирамидную моторную систему и характеризуется ригидностью, тремором, гипокинезией, брадикинезией и акинезией, зачастую проявляясь с сопутствующими симптомами, такими как нарушения осанки, походки и скудной мимикой лица. Нарушение двигательных функций имеет большое значение, так как резко снижает качество жизни пациента. Также наблюдаются другие нарушения неврологического и психиатрического плана: тревога, апатия, депрессия, психоз, а также возможны зрительные галлюцинации, деменция и нарушения сна. 
Могут быть и нарушения в отдельном органе или системе органов, например, затрудненное мочеиспускание, запор, импотенция, постуральная гипотензия (головокружение после резкого подъема), потеря веса, дисфагия (нарушение глотательного рефлекса), повышенная потливость и повышенное слюноотделение. 
Согласно аюрведе, Кампавата – это вата нанатмаджа вйадхи, такое объяснение дает Чарака Ачарья в сутра-стахне 20 (2). Как отдельный клинический случай Кампавата была впервые определена ачарьей Мадхавакаром, который называл её Вепатху (3). 
Басавараджиям объяснял симптомы Кампавата как карападталкампа (тремор рук и ног), дехабрамана (трудности в удержании позы), нидрабхагна (нарушения сна) и матикшин (деменция) (4). Такие симптомы, как стамбха (ригидность), честахани (замедленность движений), винаман (сутулость), ваквикрити (нарушения речи) были описаны и при других нарушениях, называемых Ватавйадхи, но которые также могли быть отнесены к состояниям Кампавата. При Кампавата основными патологическими процессами являются аварана (нарушение циркуляции вата) и дхатукшайа (деградация тканей). 
Происходит истощение ракта дхату (крови) и нарушение движения праны, вйана и удана вата. У пожилых людей снижается активность апана ваю. Чарака ачарья рекомендовал использовать астхапана васти (многокомпонентные клизмы, в составе которых есть мед, отвары трав, лечебные масла и т.д.) для терапии Вепана (тремора) (5). Чарака подчеркивал важность шротошудхи (очищение шрот, каналов тела), ватануломана (нормализация движения вата в теле) и расаяны (омоложения) для лечения Аварана (затрудненной циркуляции вата в теле). Вангасена ясно объяснял, что лечение Кампавата (паркинсонизма) должно заключаться в сведанам, абхйангам, анувасана васти, нируха васти, шировасти, виречана и шаманаушадхи (прием лекарств) (6). 

Материалы и методы. 

Ниже приведены источники (аюрведические классические тексты), которые были использованы для концептуального исследования: Чарака Самхита, Аштанга Хридая самхита, Мадхава Ниданам, Вангасена самхита, Басвараджиям Басаврадж. Современный обзор болезни Паркинсона основывается на открытых медицинских источниках и Харисоновских принципах внутренней медицины. 

Роль панчакармы в лечении болезни Паркинсона. 

В современной медицине нет удовлетворительных методов лечения болезни Паркинсона. Обычно используют препараты леводопы, а также антихолинергические препараты. Сейчас ученые пытаются перейти от симптоматического лечения к нейропротекторной терапии. Но в данный момент новые методики недоступны (7). 
Таким образом, многофакторное лечение с помощью процедур панчакармы является продуктивным методом лечения паркинсонизма. 

Абхйанга: 

Абхйанга (масляный массаж) – это лучший метод для баланса вата-доша, который обеспечивает правильное функционирование вата-доша. Также эта процедура хорошо питает ткани, стимулирует нервные окончания и дает силу мышцам. 

Сведана (баня): 
Полезна для снижения вата. Сведана помогает избавиться от стамбха – ригидности, скованности. Вйана вайю (один из видов вата-доша, управляющий вегетативной нервной системой и органами кровообращения), шлешака капха (один из видов капхи, отвечающий за нормальную подвижность суставов), амараса (продукты обмена, находящиеся в тканевой жидкости), мамса (мышцы), меда (жировая ткань) – все эти доши и дхату вовлечены в дегенеративные процессы, приводящие к ригидности (стамбха). Вата доша, увеличивая качество рукша гуна (сухость), поглощает соки или влагу тела – снигдхата. Таким образом, появляется стамбха – скованность. Процедура сведанам (прогревание, баня) увеличивает снигдха (качество влажности), а также ушна гуна (тепло), таким образом устраняя характерную для паркинсонизма ригидность, стамбха. Сведана улучшает микроциркуляцию в отдельных органах и тканях. Она способствует расширению периферических сосудов, увеличивая скорость кровотока, что повышает уровень кислорода, а также улучшает снабжение тканей питательными веществами. В том числе улучшенное снабжение кислородом и питательными веществами получают поврежденные клетки. 

Васти (клизмы): 

В панчакарме васти – это главная очистительная процедура (шодхана) для устранения дисбаланса вата-доша. Большое значение имеет эта процедура и для нормализации деятельности нервной системы. Чарака ачарья утверждал, что астхапана васти необходимо применять при Вепана (тремор). Другой ачарья – Вангасена также указывал на необходимость применять анувасана и нируха васти для лечения Кампавата (паркинсонизма). Васти особенно положительно влияет на аварана, то есть застои, препятствия и неправильное течение вата. А именно, многократно было подтверждено, что васти облегчает состояния капхаврита вьяна и капхаприта удана (застои вьяна и удана вата из-за увеличения капха-доша). 
Васти обладает функциями расаяна (омоложения), балья (тонизации) и дхату вриддхикара (нормализации деятельности тхату, тканей). 
Так как васти нормализует потоки праны, уданы и вьяны, эта процедура способна положительно влиять на ригидность (стамбха), нарушения походки (гатисанга) и память. 
Все эти положительные эффекты васти имеют ключевую роль в лечении Кампавата (паркинсонизма). 

Виречана (прием слабительных): 

В панчакарме виречана – это главная шодхана (очистительная процедура) для нормализации питта-доша. Однако, она также предписывается при различных заболеваниях, связанных с вата-доша, для того, чтобы нормализовать потоки вата в теле (ануломаваста). Виречана назначается и при нарушениях капхаврита вата (8), то есть при блокировании капхаамой (токсинами, связанными с капхой) каналов течения вата. Именно поэтому виречана применяется при терапии Кампавата (болезни Паркинсона). 

Шировасти (ванночки с лечебным маслом на голове): 

Во время этой процедуры масло остается на голове определенное время. Имеет положительный эффект при заболеваниях, связанных с вата. Она помогает улучшить сон и успокоить ум, благоприятно влияя на работу мозга. Поэтому она также применяется при лечении Кампавата (болезни Паркинсона). 

Широдхара (поток масла на лоб): 

Широдхара со стекающим по тонкой хлопковой нити теплым маслом обладает успокаивающим, избавляющим от тревог и беспокойств действием. Она успокаивает излишнюю активность вьяна вата. Широдхара дает хороший эффект при Кампа (треморе). 

Насья (очищение носоглотки): 

Насья является важнейшей лечебной процедурой при ЛОР заболеваниях – урдхваджатругата, но она также используется при таких системных заболеваниях, как Кампавата и Хикка (паркинсонизм и икота). Ачарья Вагбхата считает, что снигдха насья (насья с использованием лечебного масла) полезна при широкампа, то есть при треморе головы (9). Она способна нормализовать вата-доша. 

Заключение. 

Проявления болезни Паркинсона могут быть уменьшены при ранней панчакарма терапии: возможны улучшения в подвижности суставов (благодаря большей эластичности сухожилий), а также в общей координации движений. 
Так же можно сделать вывод, что панчакарма является хорошим средством при лечении болезни Паркинсона и снижения проявлений её симптоматики. 
Пациенты с болезнью Паркинсона могут обращаться за лечением в аюрведические клиники, для проведения панчакармы с возможностью улучшения качества жизни. 

Литература. 
1. Booij J, Tissingh G, Winogrodzka A, van Royen EA. (1999). Imaging of the dopaminergic neurotransmission system using single-proton emission tomography and positron emission tomography in patients with Parkinsonism. Eur J Nucl Med, 26:171-82. 

2. Agnivesha, Charaka samhita, edited with Vidyotini teeka by Kashinatha Sastri and Gorakhanatha Caturvedi, vol-2, Sutra sthana-20, verse no.-11, Chaukham babharti publication, Varanasi- 2008 edition page no.-399. 

3. Madhavkara, Ed Dr. Brahmanand Tripathi; Madhava Nidanam with Madhukosha teeka; Chaukambha publications Vol. 1, Chapter. 22, page no.- 551. 

4. Shastry RD editor, Basvarajiyam Basavraj. Chapter 6, Chaukhamba Sanskrit Series, Varanasi, 1987. 

5. Agnivesha, Charaka samhita, edited with Vidyotini teeka by Kashinatha Sastri and Gorakhanatha Caturvedi, vol-2, Siddhi sthana-2, verse no.-16, Chaukhamba bharti publication, Varanasi- 2011 edition, page no.-983. 

6. Vangasena, Vangasena samhita, with English translation by Dr. Nirmal Saxena, chapter- 60, Versa no.- 155. Chaukhamba Sanskrit series office, Varanasi2014 edition, page no. 409 

7. Anthony S. Fauci (M.D) Eugene Braunwald, Kurt J. Jean D, Joseph B, Martin, Dennis Kasper, Stephen LHarrison's Principle of Internal medicine 16th edition 1998. McGraw Hill, Health profession division printed in Singapore. page no.-2409 

8. Agnivesha, Charaka samhita, edited with Vidyotini teeka by Kashinatha Sastri and Gorakhanatha Caturvedi, vol-2, Chikitsa sthana-28, verse no.-187, Chaukhamba bharti publication, Varanasi- 2011 edition, page no.-808. 

9. Laghu Vagbhaṭa, Asṭanga Hridya, edited with Vidhyotini teeka by Atrideva Gupta, Uttar sthana-24, verse no.-4/1, Chaukhamba Prakashan, Varanasi2011 edition, page no.-729 

Аюрведическая клиника, специализирующаяся на болезни Паркинсона: http://vedic.su/forum/7-961-1












Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа

vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
 
ФОРУМ » Аюрведа (очищение, омоложение, лечение) » Аюрведические методы оздоровления и профилактики болезней. » Аюрведические методы лечения болезни Паркинсона
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: