[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
ФОРУМ » Индия, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Тибет (страны с живой ведической традицией) » Об Индии (культура, наследие) » Брахманы южной Индии (как живут современная высшая каста)
Брахманы южной Индии
vedicДата: Среда, 06.04.2016, 12:22 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 5140
Награды: 11
Репутация: 9
Статус: Offline
Южная Индия славится своими древними индуистскими храмами, которые дошли до наших дней почти в том виде, в каком были построены века и тысячелетия назад. Чтобы насладиться их уникальной атмосферой, сюда приезжают люди со всей Индии и со всего мира.
Когда попадаешь в такие места, каждая деталь производит неизгладимое впечатление. И внушительный размер территории храма, и искусность обработки каменных изваяний, и пропеваемые служителями мантры, явно принадлежащие к другой эпохе. Будто ожил музей античной истории или реальность смешалась с хорошим историческим фильмом.


Восточный гопурам (входной комплекс) храма в Чидамбараме

Единственное, что напоминает о современности - это электрическое освещение и мобильные телефоны в руках у служителей.
Вид полуголого брамина в белом дхоти, традиционном набедренном полотенце, бодро говорящего по смартфону, сразу возвращает чувство реальности, и вместе с этим провоцирует множество вопросов:
как живут современные индуистские священники?
Чем они занимаются в свободное время?
Как повлиял на уклад их жизни интернет?
И откуда они, наконец, берут деньги на свои мобильные телефоны?
На эти и другие вопросы согласился ответить Ганеш Дикшитар - брамин одного из древнейших индийских храмов Шивы Натараджа (танцующего Шивы), расположенного в тамильском городе Чидамбарам.

Ганеша не спутать с другими служителями хотя бы из-за очков с толстенными линзами, за которыми скрываются вечно прищуренные глаза. В комплекте с очками идёт ещё и необыкновенно спортивная для его призвания фигура, полуостриженная по кругу голова с пучком наверху и искусно сплетенная шаль, небрежно повязанная на бёдрах поверх дхоти. Кто однажды видел Ганеша, тот уже его не забудет. И дело не только во внешности. Ганеш, в отличие от многих своих сотоварищей, в совершенстве овладел английским и легко заводит друзей среди иностранных посетителей храма, щедро делясь с ними мудростью, накопленной в святилище за время его существования.


Ганеш во время проведения ритуала в другом, более скромном, храме

Сегодня он согласился поговорить "за жизнь", но, выйдя для встречи ко входу в храм, первым делом предлагает совершить прогулку по территории и получить благословение от всех представленных здесь божеств. Несмотря на то, что главный здесь - Шива, поклониться в храме можно всем членам его семьи и другим представителям пантеона. Дав знак следовать за ним, мой собеседник решительным шагом направляется к алтарю своего тезки слоноголового бога Ганеша:

- Сложи руки и повторяй "Аум гхам Ганапатае намаха". Аум это.. Ну вкратце это душа. Гхам.. Вот как мы кошку зовём? Кис-кис. А цыплёнка - цып-цып. Также и здесь - когда мы хотим, чтобы Ганеша нас услышал, мы говорим "гхам". Ганапатае - это и есть Ганеша, а намаха - это значит салют, приветствие. А теперь постучи вот так кулаками по голове.
- Зачем стучать?
- Так мы призываем Ганеша дать нам ясность видения, осознанность. Кстати, далеко не все индийцы знают, зачем они это делают, хотя все знают, что надо стучать.
Теперь иди сюда. Вот комната богини Парвати. Сегодня день под номером восемь, это её день, она сегодня главная, одно созерцание её каменного изваяния принесёт большую удачу. Ты когда родилась?.. Ага, значит твои числа - три и восемь. А мои - четыре и восемь. Видишь, как все взаимосвязано. Не зря мы сегодня встретились, так и положено было. Ну, пойдём дальше.

Через пару шагов Ганеш пропевает неразличимые мантры, трогает стену, как будто что-то из неё достаёт и кладёт к себе в рот. В ответ на вопросительный взгляд кладёт мне в руку кусочек необработанного тростникового сахара.

- Угощайся! Ты не заметила? Там фигурка Шивы в барельефе. Один прихожанин каждое утро кладёт ему в руку сладость, а я потом её выковыриваю и съедаю! Все мои друзья об этом знают, и однажды кто-то решил подшутить и стал доставать сахар раньше меня. Я их попросил этого не делать. Это моё личное суеверие, знак, что день пройдёт хорошо!

Вся наша дальнейшая прогулка полна мистицизма и четких инструкций: "повтори мантру, посмотри пуджу (огненный ритуал проявления любви и гостеприимства по отношению к божеству), притронься к стопам Шивы, выпей святой воды, подставь лоб, Ом нама шивая!".
Ещё следуют неожиданные вопросы:

- Когда ты смотрела пуджу, какого цвета там была аура?
- ????
- Ну какой цвет превалировал вокруг божества?
- Эмм.. Синий.
- Очень хорошо, это замечательно!

Или:
- Помедитируй на эту мандалу. Помедитировала? Какую чакру чувствуешь?
- (услышав заколотившееся от неожиданности сердце) Кажется, сердечную...
- Понятно
- Это, вообще, нормально?
- Да, конечно, каждый чувствует что-то своё, любая чакра может активизироваться.

Дальше мы так и идём змейкой - он впереди, а я хвостиком. Где-то надо потереть что-то на счастье, в другом месте посмотреть на очередное изваяние, в десятом просто пройти определенным маршрутом. Потеряв надежду сесть и спокойно поговорить, не удерживаюсь от вопроса:

- Вы так всегда по храму ходите, собирая всю благость по пути?
- Конечно! Особенно, когда прихожу в храм первый раз за день, как сейчас.
- И что, дела успеваете вовремя делать?
- Иногда опаздываю. Но значит так и надо было, так что я не переживаю.

Выполнив ещё пару ритуалов и заглянув по дороге на умиротворяющее своей красотой водохранилище со святой водой, мы наконец-то устраиваемся на полу каменного колодца. Со всех сторон стены храмовых построек из светлого крупного камня, над головой ясное небо, предзакатное солнце золотит все, до чего может дотянуться. Мимо изредка проходят мирно прогуливающиеся по территории посетители храма. Беседа наконец-то перетекает в нужное русло.


Водохранилище храма Шивы Натараджа

- Как можно стать служителем в храме Шивы Натараджа?

- Во-первых, им можно только родиться. Легенда гласит, что две тысячи дикшитаров пришли вслед за Шивой с неба, чтобы служить ему и помогать людям во взаимодействии с ним. С тех пор только представители нашей касты служат в этом храме и управляют принадлежащими ему землями. Мы ничего не стоим без Шивы, но и Шиве, видимо, мы нужны не меньше.
Во-вторых, даже родившись дикшитаром, ты не имеешь права проводить церемонии, пока не вступишь в брак. Потому у нас все свадьбы, обычно, проходят, когда молодым едва исполняется по 19 лет - молодым браминам не терпится начать служение.

- Почему неженатому брамину запрещено служить в храме?

- Дело в том, что женщина получает Божественную созидательную энергию, "шакти", напрямую от Бога, а мужчина может получить её только через женщину. Без союза с женщиной мы не можем по-настоящему приблизиться к богу, так устроен мир.

- Какова на данный момент численность вашего сообщества?

- Сейчас что-то около четырёхсот человек вместе с женщинами и детьми, но лет двадцать пять назад нас было меньше двухсот, поэтому мы не жалуемся.

- Может ли представитель касты дикшитаров выбрать себе мирскую профессию?

- Да, конечно. Некоторые становятся инженерами, финансистами. Вот даже мой старший сын живёт сейчас с семьёй в Дубаи. Хорошо, что теперь есть интернет - я почти каждый день разговариваю с внучкой по скайпу.
Однако, надо сказать, рано или поздно все возвращаются и начинают служить Шиве. Для нас этот храм - как отчий дом, а Шива кто-то вроде дедушки, связь с этим местом очень сильна для каждого из дикшитаров.

- Кстати, про технологии. Сейчас все брамины имеют при себе телефоны, у многих хорошие смартфоны с мобильным интернетом. Как вы относитесь к тому, что Всемирная сеть проникла в индийские храмы? Есть ли здесь какие-то предписания касательно использования мобильных?

- Я думаю, что интернет даёт нам огромные возможности для образования. Мы ведь с детства не знаем ничего, кроме служения Шиве. Храм Шивы Натараджа называется сердцем вселенной, и мы, безусловно, самые счастливые люди в мире, потому что нам повезло жить именно здесь. Тем не менее надо идти в ногу со временем, знать и про окружающий мир. Интернет в этом деле отлично помогает. И даже то, например, что брамины получили доступ к информации о близости между мужчиной и женщиной, это тоже прекрасно. У нас не приняты разговоры на сексуальные темы между старшими и младшими, молодые люди вступают в брак невинными. Теперь они хоть способны заранее найти ответы на волнующие их вопросы.
Четкой инструкции по использованию мобильных у нас нет, но совесть здесь отличный ориентир. Когда мы приступаем к выполнению ритуалов или заходим в комнаты божеств, телефон всегда отключается. Если же у тебя перерыв, и ты проводишь его на территории храма, почему бы не ответить на звонок или не посидеть в интернете?

- Какой у служителей распорядок дня?

- Мы просыпаемся в 4-5 утра, совершаем омовение и выполняем небольшую практику пранаямы (дыхания) и медитации. Потом кто-то обходится чаем или кофе, кто-то ест полноценный завтрак. К 6 утра мы должны быть в храме - это время первой пуджи. Всего за день проводится шесть основных пудж, но бывают, конечно, и более камерные ритуалы по надобности прихожан. С 12 до 16:00 храм закрыт, у нас есть время поспать или просто заняться своими делами. Последняя пуджа совершается в 10 вечера, после чего храм закрывается, и мы расходимся по домам.
Обязанности распределяются по написанному заранее расписанию. Сегодня ты проводишь службу для Шивы, завтра для Ганеша, послезавтра встречаешь прихожан. Зачастую приходится оставаться ночевать в храме - каждую ночь здесь несут вахту по пятьдесят человек. Пять на один участок. В их обязанности входит наблюдение за порядком в храме, а также подготовка помещений к утренним ритуалам - комнаты с божествами надо открыть, подмести, зажечь в них масляные лампы. Если ты опоздал, будешь оштрафован, с этим у нас строго.

- А кто штрафует? Есть ли в храме администрация?

- Администрация храма состоит из рядовых браминов и меняется каждый год. Как раз в конце февраля её состав полностью сменился. Мы кидаем жетоны с именами в одну банку, и затем наугад достаём оттуда имена будущего секретаря, его двух ассистентов и шести рядовых работников. В этот раз секретарь храма совсем молод - ему всего 21 год. Но раз его имя было выбрано, значит так угодно Шиве. Статус придаст ему достаточно веса, чтобы ни у кого не возникало возражений.

- Где ваши дети получают образование?

- Ну, во-первых, надо сказать, что маленьких рыбок никто не учит плавать. Дети браминов вырастают на мантрах и ритуалах, наблюдают за работой своих отцов, задают вопросы, когда им что-то непонятно. Но это, конечно, не исключает и классического образования.
Есть специальные школы, зарезервированные под мальчиков нашей касты. Как раз недавно целая группа уехала в другой город поступать в такую школу. Там они наравне с общеобразовательными предметами глубоко изучают веды и санскрит. Иногда мы узнаем об открытии интересного курса или мастер-класса и посещаем их даже и взрослыми людьми. Брамины стараются учиться до конца дней - собирать знания и делиться ими с простыми людьми наша первостепенная обязанность. Даже само слово "дикшит" на сакскрите значит - проводник знаний.



Передача опыта от отца к сыну происходит непосредственно во время работы

- А как складывается судьба девочек?

- Девочки ходят в обычные школы, хотя и это - относительное нововведение. Моя жена, например, нигде не училась, ведь вся её семья знала, что в возрасте 19 лет она выйдет замуж и всю жизнь будет домохозяйствовать. Но готовкой не ограничивается круг женских занятий. Они у нас выступают домашними священниками - где-то самостоятельно выполняют ритуалы, где-то ассистируют мужьям. Мы ведь дома служим не меньше, чем в храме. У меня на полках собран весь пантеон индуистских божеств, и каждое из них требует особого отношения.

- Как вы проводите свободное время?

- Лично я перед нашей встречей слушал аудио-книгу о житии святых, которые имели счастье лицезреть Шиву. Невероятная интересная история, просто потрясающая!
Днём мы с друзьями нередко встречаемся в тренажерном зале..

- ????

- ну а что, мы ведь тоже люди. У нашей общины есть свой тренажёрный зал, где можно позаниматься, а можно и просто поговорить и даже устроить с друзьями небольшой перекус. Там умудрённые опытом брамины делятся знаниями с юниорами, мы обсуждаем последние новости храма, ищем решения насущных проблем.
Конечно, все зависит от конкретного человека. Если кто-то тяготеет к музыке или танцу, он волен заниматься тем, что ему интересно.

- Какие ограничения накладывает на вас ваш статус?

- Никто из дикшитаров никогда не ел мяса. Мы с детства занимаемся духовными практиками, а потребление неживой плоти сразу ставит крест на любых попытках духовного развития. Кроме того, считается, что лучше не есть лук и чеснок, но сейчас мы иногда позволяем их себе, если на следующий день не задействованы в работе в храме. Ещё бывают периоды, когда брамин считается "нечистым". Например, когда в его семье рождается ребёнок, или наоборот, тяжело заболевает либо умирает кто-то из родственников. Можно сказать, что они связаны с ярко-выраженными биологическими процессами в ближайшем окружении. В такие периоды брамин отстраняется от службы.

- Откуда брамины берут деньги? У вас есть зарплата?

- Нет, зарплаты нет. Раньше мы жили на подаяние от прихожан и простых людей, но по прошествии столетий система немного усовершенствовалась. Сейчас вы можете как бы оформить подписку. Это стоит всего 100-200 долларов в год. Заплатив эти деньги, вы точно будете знать, что за вас каждый день молятся, а в ваш день рождения в храме будет праздник с пуджей и раздачей сладостей беднякам. Кроме того, мы отправляем подписчикам освящённые в храме порошки, которые они затем наносят на лоб, когда молятся Шиве дома.
У каждого более ли менее опытного брамина в храме есть хотя бы 20 подписчиков, иногда они даже переходят по наследству от отца к сыну, на это и живём. Но это не значит, что все тратится на личные нужды. Подписка кормит всех потомков и их семьи, если у них ещё недостаточно собственных средств. Что-то тратится и на нужды храма. Мы не разделяем свои дома и храм, для нас это одно целое.

- Вы когда-нибудь путешествовали?

- Да, я был в Бутане и на Шри-Ланке. Меня несколько раз приглашали в Россию, но пока не нашёлся ответственный человек, который помог бы с организацией поездки. Со временем, если Шива поможет, окажусь и на твоей родине :)

Последняя фраза была произнесена уже по пути к выходу - солнце к этому времени окончательно село, и пришло время возвращаться в свой город и свою мирскую жизнь.

- Как ты себя чувствуешь? - снова прозвучал неожиданный вопрос
- хорошо чувствую, как будто отдохнула и наполнилась энергией.
- на самом деле это очищение, избавление от проблем и переживаний. Это именно то, что должно давать людям соприкосновение с Шивой. Возвращайся сюда ещё, мы всегда рады гостям. Ом нама Шивая!

Анна Тихая-Тищенко

Источник












Лечение в клиниках Индии, консультации с аюрведическим доктором онлайн, ведический гороскоп от джйотиш-пандита, ведические ритуалы для коррекции гороскопа

vedic.su@gmail.com skype: nickolay1008
 
ФОРУМ » Индия, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Тибет (страны с живой ведической традицией) » Об Индии (культура, наследие) » Брахманы южной Индии (как живут современная высшая каста)
Страница 1 из 11
Поиск: