Главная » Статьи » Аюрведа » Теоретические основы аюрведы

Мой путь в аюрведу, а также как аюрведа приходила в страны бывшего СССР. Часть 1

Аюрведа пришла в Восточную Европу, Россию, Казахстан, Киргизию и другие страны бывшего СССР гораздо позже йоги. Первые исследования по йоге начались в СССР еще в 50-е, 60-е годы, вместе с пробуждением интереса к Индии и её наследию, чему в немалой степени поспособствовал Ю.Н. Рерих и его ученики.

Затем в 70-е годы начали практиковать первые адепты йоги, в 80-м году появились публикации по йоге в журнале «Наука и жизнь». Но вплоть до начала «перестройки» йога была по сути под запретом.

Аюрведа приходила к нам несколько иным путем. Традиционно в Советском Союзе был фундамент для изучения тибетской и в целом буддистской традиции. Потому что в состав страны входили республики с буддийским культурным наследием — Бурятия, Тыва, Калмыкия. Кроме того, в силу коммунистической ориентации Китая и периодов теплых отношений с этой страной, мы могли обмениваться культурной и научной информацией. Китай к тому же наш непосредственный сосед, в отличии от Индии. Одним словом, китайская и тибетская культурология, как сейчас говорят, получала большее инвестирование как интеллектуальное, так и финансовое со стороны советских властей.

Люди, и я в том числе, которые интересовались восточной медициной впервые сталкивались именно с китайской и тибетской медициной.

Первое, что лично я смог прочитать по этой теме стал труд нашего ученого Д.М. Табеевой, который назывался «Руководство по иглорефлексотерапии» и вышел в далеком 1980 году. Мне тогда было всего 10 лет, но, тем не менее, эта книга (спасибо моему замечательному отцу!) попала ко мне в руки, и я её с удовольствием начал изучать, что, возможно, и предопределило моё будущее призвание.

 

Нужно отметить, что в СССР книги не издавались лишь по одной прихоти автора или желания издательства/автора заработать. Это был серьезный труд. И этот подход я до сих пор сразу вижу и легко отличаю от простой компиляции.

Думаю, эта книга вызвала интерес не только у меня — ребенка, но и в целом способствовала более широкому интересу к китайской и вообще к восточной медицине.

Затем появилась в 1984 году Чжуд-ши в достаточно большом тираже, чтобы эта книга смогла попасть и к нам в семейную библиотеку, а не только в узко-специализированную среду востоковедов. Авторство принадлежало Э.Г. Базарону и Т.А. Асеевой и выпущена она была в Новосибирске в издательстве «Наука».

 

 

Вот тут я забуксовал серьезно. Эта книга — один из важнейших трудов по тибетской медицине. Но понял я из этого научного перевода только три вещи. Первое — что тибетская медицина является продолжением какой-то более древней традиции. Что она сама во многом дала начало многим методологическим вещам в китайской медицине. И, наконец, последнее, что эта изначальная древняя традиции пришла вместе с буддизмом из Индии.

Конечно, я еще многое чего узнал из этой книги, но понять до конца смог лишь эти три вещи. Все же мне было всего 14-ть.

Так в середине 80-х я начал изучать уже ведическую традицию, чтобы подойти к пониманию её медицинской ветви.

Категория: Теоретические основы аюрведы | Добавил: vedic (26.10.2015)
Просмотров: 478 | Теги: Восточная медицина, Табеева, Чжуд-ши, СССР, аюрведа, история аюрведы в России | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar