Индийская улица (ныне улица Володарского) в
Астрахани всегда завораживала местных жителей своей способностью
погружать их в иной, незнакомый, мир. Наполненный ароматом благовоний,
пряностей, сладостей, шелками, золотом, драгоценными камнями…
Торговцы-индийцы в национальной одежде, вспыльчивые и гомонящие, их
жены-татарки, наряженные в дорогие сари, позвякивающие браслетами, и так
похожие на индианок… Были здесь и армяне, и персы, но индийцы,
создавшие свой микромир, свою маленькую Вселенную на чужбине, манили
сильнее остальных. Пройтись среди рядов с экзотическими фруктами,
гирляндами ярких цветов, дорогой утварью, расписанной вручную
затейливыми узорами; заглянуть в глаза женщин, преобразившихся после
того, как они стали окрашивать их сурьмой; послушать рассказы татарок о
шаловливых детях и о непривычных языческих обрядах мужа-индуса, который
каждые утро и вечер совершает служение своему заморскому божеству – вот,
что тянуло сюда не только купцов, желающих поскорее перепродать в
несколько раз дороже диковинный товар, но и простой люд.
подворье в 17 веке
О
времени появления индийцев в Астрахани нет единого мнения. В
специализированной литературе чаще всего можно встретить дату 1615-1616
гг. Однако, есть мнение, что это событие надо относить к 60-м годам XVI
века. Так, или иначе, по прибытию индийцев в Астрахань взамен
деревянных, существовавших еще в XVI веке, «В 1625 году персияне, армяне
и индийцы построили… гостиные дворы: армянские, персидские и индийские
каменные по обряду азиатскому, неподалеку от Спасского монастыря». Эти
гостиные дворы находились на территории Белого Города. Российское
правительство всячески поощряло приезд восточных купцов в Россию,
создавая для них наиболее благоприятные условия. Так, они располагали
правом суда по своим законам, свободой вероисповедания и совершения
религиозных обрядов. Индийцы платили самый меньший оброк – 12 рублей в
год с каждой лавки, были освобождены от других податей и каких-либо
повинностей.
Везли товар из Персии, Бухары, Индии. Это был шелк,
хлопчатобумажные ткани, меха, медь, кожи, ковры, шерсть, драгоценные
камни, фрукты, вина, ладан, золото и серебро. Они торговали не только в
Астрахани, но и в других городах России. Покупая товар в Москве,
Ярославле, Казани они везли его на Восток. Успеху в торговле во многом
способствовала сплоченность индийцев, их врожденная изворотливость и
коммерческая жилка. В их руках было сосредоточено более половины
торговых точек, которые в совокупи представляли собой единое
предприятие. Некоторые занимались ростовщичеством. Однако на 1746 год из
76 индийцев ростовщиков приходилось только двое. 60 индийцев занимались
купечеством, 12 были нищими-аскетами. Таким, например, был Лажарам
Биндрабанов, сын Нарынов, который «купечества не имеет, а пропитание
имеет, яко нищей, от своей братьи индийцев». К общему числу причислим
еще приказчика, «кашеваров» и брамина Балибу Мингаралиева.
В свое
время астраханский архитектор Дигбий описал индийское торговое подворье:
помимо торговых лавок на его территории расположена «важня» (помещение
для взвешивания товара), амбары, сараи, кладовые, конюшни, коровники,
кухни, столовые, бани и «церковь их, называемы кумирница».
Без
сомнения, большая часть приехавших из Индии купцов были индусами. Об
этом говорит не только свидетельство знаменитого историка Яна Потоцкого,
бывшего в Астрахани в 1797 году («Большая часть индийцев, живущих в
Астрахани, родом из Мультана. У них есть брамины, кающиеся, вода из
Ганга, одним словом, все, что принадлежит к их религии. Я видел, как они
вечером молились Вишну. В их божественной службе есть наружное
великолепие, сколько позволяют место и обстоятельства. ...Они часто
покупают птиц и выпускают их на волю, кормят собак, бегающих по улицам, и
вообще оказывают великую привязанность к животным. ...Они почитают себя
весьма счастливыми, если у них есть платье темно-зеленое или алое, два
цвета, которые они весьма любят. Когда они умирают, тела их предают
огню, и пепел отправляют в Индию»), но и архивные документы упоминающие
в числе индийцев лишь одного мусульманина - Маммета Абубекова в 1746
году.
Стоит оговориться, что не всем индусам, после того как в 1683
году было разрешено кремирование, удавалось вывезти пепел на родину – в
большинстве случаев его предавали земле на восточной окраине
Кулаковского бугра. Сегодня этот бугор носит название Паробичев, и
является центром города. От его далекого прошлого нет и следа.
Известно,
что во время восстания Степана Разина в 1671 – 1672 гг. лавки индийских
торговцев были разорены. От смерти их спасли коренные жители – татары. В
татарских деревнях индийцы прожили около двух лет, и уже тогда стали
появляться смешанные браки. Приезжая в Астрахань холостыми, индийцы
брали в жены местных жительниц – татарок. Дети, рожденные в таком союзе,
получили название агрыжанских татар. Некоторые индийцы переходили в
российское подданство. По данным 1746 года из 53 человек 6 жили в
Астрахани более 20 лет, 12 человек – более 10 лет. Другие, такие как
Мамед Волаев, Курбан Алиев, принимают христианство. В 1760 году
староста индийского подворья Лачирам Гулабриев сообщил в губернскую
канцелярию, что 4 индийца живут в татарских юртах своими домами и
находятся в российском подданстве.
агрыжанская татарка
Агрыжанская
слобода, где жили потомки индийцев и астраханок - агрыжанские татары –
образовалась в конце 17 века. Одни из них имели купечество, тогда как
другие «кормились работою». Несколько агрыжанских семей проживало на
бухарском дворе. К середине XIX века агрыжанские татары слились с
гилянскими и бухарскими татарами (потомками армян и персов). Теперь они
имели «общую веру, язык, нравы и обычаи» . И все они исповедовали ислам.
Как особая социальная группа – «татары трех дворов» - они выделялись
вплоть до 60-х годов XIX века. Их численность к этому времени
составляла 740 человек. Они ассимилировались с юртовскими татарами, и
вряд ли теперь можно найти их корни.
Во время пребывания в
Астрахани индийцы успешно пополняли государственную казну, не всегда,
однако, держась буквы закона. До сих пор в Астраханском государственном
архив хранится «Дело по обвинению индийских купцов Диарамова М.,
Мултанеева А. и других в продаже фальшивых камней Денибекову Р.»,
которое велось в течение 22 лет (с 4 декабря 1767 года по 25 октября
1789 год), и насчитывающее 450 листов. Нередко дела, дошедшие до суда, в
конце концов, решались мирным путем и закрывались. Так, например, было с
«Делом о взыскании денег с индийца Лагирамова в пользу армянина
Зурабова»: истец и ответчик «… поговоря меж собою полюбовно и не входя
более в суд, помирились». Известны дела, в которых в качестве
потерпевших выступали индийцы: «Дело о взыскании 1558 рублей по векселю
индийским купцом Мултанеевым с наместника калмыцкого Абильева», «Дело о
взыскании 50 рублей по по векселю индийцем Т.Ражирамовым с татарина
Ш.Исаева», «Челобитная индийского купца Макиталиева о вексельной
претензии к астраханскому купцу» и др. В «Деле о незаконном взыскании
денег азиато-армянским судом с индийского купца Менградова» описана
следующая история: «В прошлом 1760 году в бытность мою в Персии в городе
Пашане случился быть индийский купец Парван,» - пишет в своем доношении
армянин Михайлов. Купец этот просил Михайлова занять 400 рублей на
закупку товара, за что обещал «по купечному обыкновению без оплаты не
оставить». Михайлов деньги нашел, Парвану отдал, а тот, получив их и
потратив на товар, вскоре забыл о договоре. Умирая, Парван завещал свое
имущество индийскому купцу Кишнадасу Менградову. Михайлов стал
требовать уплаты долга с Кишнадаса, довел дело до суда. Но суд определил
взыскание Михайлова незаконным.
К середине XVIII века в индийском
подворье насчитывалось 78 лавок, а купцы, главным образом, торговали
товарами, купленными в Казани и на Макарьевской ярмарке в Москве.
Активная
торговля иностранных купцов ущемляла интересы торговых людей России.
Недовольные таким положением вещей русские купцы посылали в губернскую
канцелярию жалобы с тем, что иностранцы «причиняют им в торгу
помешательство и немалую обиду». И добились-таки к середине XVIII века
ограничений для иностранцев: по приказу от 1754 года восточные купцы в
случае продажи товара за пределами Астрахани должны были заплатить сверх
подати еще 10% пошлины. Им запрещалось покупать товары где-либо в
России, кроме как в Астрахани.
Свою роль в снижении торговой
активности индийских купцов сыграла и политическая обстановка в Персии,
где ко второй половине XVIII века развернулась междоусобная борьба.
Экономика страны была подорвана и торговые связи с другими государствами
ослаблены. Это привело к резкому снижению торговых оборотов внешней
торговли, шедшей через Астрахань, что, в свою очередь, и сказалось на
материальном благополучии индийских купцов. В челобитной 1750 года они
сообщали, что в результате прекращения торговли с Персией и Индией, а
так же запрещением им заниматься внутренней торговлей в России, они
«пришли в крайнюю нищету, долг и убожество». Они добивались отмены этого
запрета, но ответа на челобитную не последовало. Однако, есть
предположение, что не получив официального разрешения на внутреннюю
торговлю, индийские купцы, все же, попытались ее восстановить.
Однако
к концу XVIII века оборот индийской торговли составил только теть того,
что приходилось на прошлые годы. К первым десятилетиям XIX века в
исторических источниках об индийских купцах как о конкурирующей единице
не упоминается, хотя община ее существует, но теперь многие индийцы
занимаются ростовщичеством.
В 1803 году правительство передает
индийцам торговый дом при условии, что те построят новый. Двухэтажный
каменный двор был возведен на средства Сабра Могундасова, богатого
купца, перешедшего в российское подданство, и некоторые из его помещений
сдавали в наем. Этот гостиный двор до сих пор стоит в Астрахани на
улице Володарского. Сегодняшнее бывшее индийское торговое подворье
представляет собой жилой дом с многочисленными пристройками, полностью
деформировавшими первоначальный облик здания. Внутренние веранды с
арочными окнами, выходящими во двор, как было принято на Востоке, сейчас
выглядят иначе: балконное пространство исчезло, а сам арочный проем
превратился в застекленное окно. Нижние помещения, которые, очевидно,
служили складами, замурованы и превращены в квартиры. Двор из-за новых
построек сейчас намного меньше, чем раньше. Но, как и в прежние времена,
он соседствует с армянским торговым подворьем.
Индийских купцов
становился все меньше и меньше, а после установления в Индии
Британского господства, они престали приезжать в Астрахань. В индийской
общине становилось все больше нищенствующих, а к 40-м годам XX века не
осталось даже их.
Текст Катя Пешакова, Олеся Гашкова
индийское подворье
сегодня