Главная » Статьи » Йога » Йога и люди

Трудно ли быть йогом? (интервью для сайта e1.ru) Александра Петражицкого, преподавателя Студии йоги по методу Б.К.С. Айенгара

Трудно ли быть йогом? (интервью для сайта e1.ru)

На вопросы отвечает Александр Петражицкий, преподаватель Студии йоги по методу Б.К.С. Айенгара при ф/к «Данс Холл»


Александр, расскажите, пожалуйста, о методе йоги, который Вы практикуете. В чем его особенности в сравнении с другими стилями?

Мы занимаемся по методу Б.К.С.Айенгара. Этот человек с помощью своей практики разработал методику, которая подходит буквально для всех людей, с любым уровнем подготовки, и даже не совсем физически здоровых. С помощью различных вспомогательных средств мы придаем телу человека форму, находясь в которой он начинает получать эффект от той или иной позы – асаны. Для этого метода характерно длительное пребывание в одной позе и детальное выравнивание тела, с остановкой на таких подробностях, как где должна находиться кожа на мизинце или куда заворачивать плоть бедер. С практикой, человек с помощью вот этого выравнивания учит себя сосредотачиваться и концентрироваться, и ощущает эффективность метода, когда буквально каждая клетка организма работает. Не каждый может достичь вершин в этом стиле. Как и в любом другом деле, для этого нужны упорство и терпение.

Что это за вершины и к чему, вообще, нужно стремиться?

Высшая цель йоги – это успокоение колебаний ума, так мы постигаем свою роль в этом мире и мир своей роли. Происходит самореализация, достигается цель существования человека на земле. А в основном, люди приходят в зал ради каких-то более простых вещей: чтобы здоровье поправить, привнести в жизнь гармонию. Темп сегодняшней жизни сумасшедший, мегаполис предъявляет человеку жесткие требования: экология, малоподвижный образ жизни, постоянная гонка… Человек должен быть успешным, действовать, ежедневно переваривать большие объемы информации. Одним словом, требования нереальные, и йога помогает на простом уровне сделать тело сильным, гибким, и, соответственно, сделать сильным, гибким и разум.

С того времени, как Вы начали заниматься, что в Вашей жизни изменилось?

Практика йоги позволила мне более внимательно наблюдать за реакциями собственного тела. Мы всегда реагируем на жизненные ситуации, и память об этом определенным образом откладывается в теле. Практика йоги позволяет эти импульсы тела распознавать, слышать. Когда что-то происходит не так, неправильно, тело подсказывает: понаблюдай внимательно, прими трезвое и правильное решение. Начинаешь меньше делать необдуманных поступков, последствия которых могут в последствии разочаровать. Жизнь становится более точной, более выверенной и это происходит естественным образом, без внутреннего нажима. Я начал практиковать йогу, когда серьезно занимался танцем. Ну и практика сделала тело более цепким. На сцене я мог более свободно ориентироваться, получал больше внутренней свободы, более широкое видение и т.д. В танце занятия мне очень помогли, я это и в самом деле ощутил. И к прочему стал менее раздражительным. Йога делает человека более терпимым, спокойным и отстраненным.

Как Вы думаете, почему люди, получившие некоторые навыки и представления, тем не менее предпочитают заниматься в зале, а не дома, самостоятельно?

Важно заниматься и дома, и в зале. Более глубокий результат дает самостоятельная работа, но и не надо недооценивать роль преподавателя, который может направить, дать нужный совет. У всякого места есть особая атмосфера, дающая конкретному человеку что-то важное. Да и проще работать в группе, дома постоянно чего-то не хватает: времени, желания, возможностей. Когда человек действительно занимается самостоятельно – это уже определенный уровень саморазвития.

А приходят в зал, потому что йога может дать каждому человеку то, что он ищет. Робкий по своей природе, начав заниматься йогой, становится более сильным и уверенным в себе. Какая-то ситуация сбила человека с ног, он не может найти решение, начинает практиковать, и решение само к нему приходит. Проблемы со здоровьем, например, боли в спине, даже если и не уходят, то, как минимум, перестают развиваться. Каждому есть над чем поработать, и йога помогает найти то, что человек в себе ищет.

Практикуя йогу, ведя занятия, убеждаешься в том, что йога – отражение нашей жизни, и включает в себя буквально все. Выполнение поз – это только одна из составляющих йоги, а вообще-то там много всего. Например, общечеловеческие принципы Яма и Нияма, соблюдая которые человек изменяется в лучшую сторону. Если обобщить, выполнение правил йоги ведет к умению не растрачивать свою энергию. Это экономия своей энергии, которую ты можешь использовать для самосовершенствования, за счет того, что ты перестаешь совершать поступки, которые ее растрачивают. Ты умеешь контролировать свои органы чувств, не рассеиваться на внешнее, направляться внутрь, благодаря чему, ты становишься в хорошем смысле слова автономным – ты счастлив независимо от окружающей ситуации.

Для людей незнакомых с учением, поясните, пожалуйста, что собой представляют принципы Яма и Нияма.

Сначала Яма. Это о поведении человека в обществе: как нужно себя вести, чтобы обрести гармоничное существование. Первый ее принцип – ахимса – принцип ненасилия по отношению к себе и по отношению к окружающим. Второй – сатья – это правдивость, честность, в первую очередь по отношению к себе. Когда мы обманываем себя и закрываем на какие-то вещи глаза, внутренне мы всегда знаем правду. Третий – астейя – не присвоение чужого. Следующий принцип – брахмачарья – этическое поведение. (Здесь есть некоторое сходство с христианским неприлюбодеянием, но все же брахмачарья немного о другом). И апариграха – принцип непривязанности к тому, что имеешь. Нельзя быть жадным, а нужно быть удовлетворенным тем, что у тебя есть. То есть не только не воровать, но и не копить, не быть привязанным к материальным ценностям. Пользоваться вещами, получать от них удовольствие можно, но важно не подпадать от них в зависимость.

Вторая ступень – Нияма – о том, как человек должен вести себя с самим с собой. Сауча – чистота внешняя и внутренняя. Сантоша – довольство, удовлетворение (нужно быть довольным той ситуацией, в которой находишься в данный момент). Самоизучение – свадхьяя – это постоянное наблюдение за своими реакциями на происходящее, помогающее развиваться и расширять свои взгляды. Шивара Пранидхана – вера во что-то высшее, и тапасья – самоограничение или непривязанность к плодам своего труда. Другими словами, любым дело надо заниматься ради самого этого дела, а не потому что получишь за это приз. Не нужно ожидать ни хорошего, ни плохого от результатов свей деятельности, а постараться углубиться в процесс.

Занятия в вашем центре имеют три уровня сложности. Что Вы можете рассказать о каждой из ступени?

Самые первые 4 занятия – это ознакомительный курс, на котором вкратце объясняется, что такое йога, почему ей надо заниматься, что собой представляют основные группы поз, как их выполнять, что они дают. На этих занятиях человек получает базовые знания и какой-то практический навык, так как всё, о чем рассказывается, мы тут же стараемся выполнить. Йога – это определенный путь, став на который совершенствуешь себя и что-то делаешь практически. Освоив эти начальные знания, человек определяется, нравится ему этот стиль или нет, будет он продолжать занятия или не будет.

При переходе на первый уровень человек начинает совершенствовать связь своего ума и тела, учится устойчиво и стабильно выдерживать позу. На начальном этапе практикуются позы стоя, сарвангасана (позы для всех частей тела) и халасана (начальные перевернутые позы). Освоив этот уровень, человек безопасно переходит на следующий, где позы усложняются и вводится стойка на голове – ширшасана.

Такая трехуровневая система соответствует одному из принципов йоги – принципу постепенности. Дело в том, что нельзя на первом же занятии завернуться в сложную позу, и даже если у вас все получится, пользы от этого не будет никакой. Так же в йоге необходимо соблюдать принцип регулярности – только занимаясь регулярно, вы не сможете себе навредить, и вхождение в практику будет плавным. Допустим, есть человек, который, стремясь измениться, решает заняться йогой. И до того у него пылкое стремление, что он начинает заниматься по книге яростно, утром и вечером по 2 часа. Зачастую люди с таким подходом просто-напросто нарушают свою нервную систему и внутреннее равновесие. Вхождение в практику должно быть постепенным и плавным, и роль преподавателя как раз состоит в том, чтобы отслеживать прогресс группы и в нужное время подсказать: пора переходить на следующий уровень. Таким образом, и у того, кто занимается, и у того, кто преподает, взаимная друг за друга ответственность.

Существует ли разделение поз по принципу воздействия? И о каких группах, вообще, можно говорить?

Разделения в позах есть разные. Есть позы стоя, есть позы лежа, есть позы скручивания, есть перевернутые, есть прогибы назад. Есть позы, стимулирующие нервную систему и успокаивающие, разжигающие внутренний огонь и охлаждающие внутренний огонь.

Интересно, как, в таком случае, строится урок?

Уже существует сформировавшаяся система. В первую неделю месяца акцент в занятиях делается на позы стоя, во вторую – на наклоны и скручивания, в течение третьей недели практикуются прогибы назад и интенсивные скручивания, и в последнюю неделю месяца основное внимание уделяется восстановительным позам, проводится мягкая работа, успокаивающая нервную систему. То есть человек учится работать как интенсивно, так и мягко (тут тоже нужны умение, навык). Часто работать мягко у людей получается с трудом, так как все они находятся в постоянной гонке. Считается, что если ты не работаешь интенсивно, значит что-то не так, и потому перенапряжение нервной системы повсеместно принимается за норму. Современный человек не знает, что такое покой и расслабление, а практика мягких поз позволяет ему почувствовать покой и найти этот покой.

В домашней обстановке бывает довольно сложно сосредоточиться, хотя логичнее было бы в моменты, когда чувствуешь напряжение или, напротив, отсутствие сил, в течение 15 минут выполнить несколько поз и улучшить свое состояние. Всё инерция нашего поведения и обусловленность жизни. В жизни каждого много таких ритуалов как кофе с булочкой на завтрак или перекуры на работе, исключите хоть один, и человек почувствует дискомфорт. Возможно, этот кофе с булочкой никакой пользы ему не приносит, но для его устоявшейся картины мира этот ритуал имеет очень большое значение. Привнести в свою жизнь что-то новое сложно, и начать самостоятельно заниматься йогой тоже. Дома, возвращаясь с работы, человек совершает ряд устоявшихся ритуалов и времени на 15-ти минутную практику у него не остается. Но спустя год–два занятий в зале, люди приходят к такой практике естественно, без давления и нажима. По принуждению же ничего хорошего не выходит. Даже бросая курить волевым усилием, сталкиваешься с такой мощной внутренней борьбой, что начинаешь сомневаться в пользе отказа от этой привычки. А если вредную привычку заменить чем-то полезным, например, встать утром на 15 минут раньше и погулять, то вполне возможно мы этого избежим, и избавимся от нее гармонично и естественно. Практика йоги – ни что иное, как такая хорошая привычка, помогающая избавиться от вредных пристрастий, научится лучше себя осознавать и абстрагироваться. С практикой йоги человек обретает внутреннюю свободу, что как раз и является освобождением от обусловленности нашей жизни.

Я вижу, у Вас и детские группы есть. Понятно, что детей приводят родители, но занимаются-то они с удовольствием или по принуждению?

В основном, с удовольствием.

Тогда в чем секрет?

А секрет в том, что дети по натуре свободны. Для них занятия проводятся в игровой форме, что им близко, и со стороны нет совершенно никакого давления. Жизнь, энергия, свобода – это всё в них заложено, и задача преподавателя только умело этим пользоваться. У детей очень большой интерес к новому. Для них это очень интересная игра, в процессе которой они узнают свое тело: оно и так может извернуться и эдак. И, в основном, у детей многое что получается, в отличие от взрослых. Они и гибкие, и смелые, и у них нет каких-то страхов. Дети уже больше чем наполовину йоги, но постепенно, с возрастом это уходит.

Родители с Вами не делились, как на них занятия отражаются? Может быть, становятся чуточку спокойнее…

Нет, спокойнее не становятся. Сюда дети идут с удовольствием, и все этот момент отмечают как положительный. Осанка чуть-чуть исправляется, усидчивость чуть-чуть улучшается, понемногу дети начинают себя контролировать.

Посоветуйте, в каком режиме лучше заниматься. Проще говоря, достаточно ли ходить в зал два раза в неделю?

Так в основном все и делают. Но достаточность – понятие относительное, для одного достаточно, а другой чувствует, что еще бы с удовольствием позанимался. Обычно человек, обретя равновесие и чувствуя, что тело не рассыпается, решает, что этого ему вполне достаточно, открывать себя и открывать предмет йоги для себя ему не нужно, и это нормально. А до какой степени совершенствоваться – вопрос очень индивидуальный.

Еще часто бывает, что на ознакомительное занятие приходит группа веселых и симпатичных студентов, из 5 – 7 человек. Занимаются, глаза горят, но затем, спустя какое-то время, эта группа веселой молодежи пропадает. То есть йога больше подходит для более зрелых людей, для тех, кто на самом деле ощущает ее глубину. Молодежь же привлекает внешняя сторона жизни: вечеринки, дискотеки, занятия спортом – что-то такое, и по-человечески это понятно.

Среди Ваших учеников есть те, кто особенно радуют и удивляют?

Все люди, которые у нас занимаются, радуют. Когда видишь, как человек по прошествии времени меняется, понимаешь, что ради этого стоит заниматься тем, чем я занимаюсь. После занятий глаза горят, люди становятся более открытыми, расслабленными, более свободными.

Для всех восточных практик роль учителя имеет особое значение. Кто был Вашем учителем, и как осуществлялся и осуществляется Ваш рост?

Вообще, йогу Айенгара в нашем городе начал развивать Егор Ротов (Уральский центр йоги Айенгара). Он и начал проводить занятия и открыл этот замечательный предмет для нас. Несколько лет мы занимались вместе. А вообще, передача опыта от учителя к ученику оправдана и имеет под собой глубокую почву. Каждый год и у нас, и за рубежом учителя высшей категории из разных стран проводят семинары, на которых всегда открываешь что-то новое, и в технике йоги, и в педагогическом мастерстве.

Часто ли так бывает, что, попрактиковав один метод йоги, человек обращается к другому стилю, может быть, реализовывая тем самым свои внутренние поиски?

Мне кажется, что такое возможно, но вряд ли это приведет к чему-то хорошему. Времени у нас не так много, жизнь одна, и чтобы достичь совершенства в каком-то деле, нужно себя ему посвятить целиком. Один стиль йоги от другого иногда отличается кардинально. Где-то больший акцент отводится на работу с дыханием, где-то на динамику – всюду свои нюансы, изучению которых нужно посвятить не один год. Не к чему разбрасываться, и лучше сразу определиться, что тебе ближе и как ты будешь работать. Но для поддержания формы и самочувствия, одна практика вполне может послужить дополнением другой, так мне кажется. Йога, потом, например, тайчи – тоже интересно. Всё зависит от тех целей, которые человек преследует.

Когда я пришла, Вы занимались контактной импровизацией. Классы импровизации посещают те же люди, что и ходят на йогу?

Есть те, кто занимается и там и там, но есть и такие, кто посещает только импровизацию.

А Вам чем интереснее заниматься?

Импровизацией мне очень интересно заниматься. Так сложилось, что пока йога – это основное мое занятие, а импровизация вносит такой элемент специй, разнообразия, и таким вот образом окрашивает мою жизнь. И йога, и импровизация помогают обрести баланс между телом и внутренним состоянием, но только в импровизации гораздо больше свободы.

Беседовала Екатерина Артемьева



Источник: http://www.e1.ru/articles/cheers/page_7/003/438/article_3438.html
Категория: Йога и люди | Добавил: vedic (26.01.2010)
Просмотров: 4819 | Теги: йога айенгара, йога, Айенгар, Александр Петражицкий | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar