Главная » 2009 » Октябрь » 16 » Дханвантари - джайанти. День явления Дханвантари.
Дханвантари - джайанти. День явления Дханвантари.

Первый день праздника Дивали (который в этом году выпадает на 16 октября) называется Дханвантари-трайодаши (Дхантерас).

"В образе Дханвантари Господь Своей олицетворенной славой мгновенно исцеляет вечно больных живых существ. Благодаря Ему полубоги обрели долголетие. За это люди и полубоги вечно возносят хвалу Личности Бога. Он также взыскал Свою долю жертвоприношений и заложил во Вселенной основу медицинских знаний". (Шримад Бхагаватам, 2.7.21)

Итак, первый день Дивали называется Дханвантари-трайодаши, или Дхантерас. Это тринадцатый лунный день темной половины месяца Карттика. В этот день Дханвантари вышел из океана, неся в руках сосуд с эликсиром бессмертия (амритой).

В Шримад Бхагаватам появление Дханвантари описано так:

"О царь, когда сыновья Кашьяпы - демоны и полубоги - снова принялись пахтать Молочный океан, их взору явился чудесный муж. Крепкий и сильный, с длинными руками, Он отличался могучим телосложением. Шея Его, отмеченная тремя полосами, напоминала морскую раковину. Его глаза были розоватыми, а тело - темным. Он был очень юн, Его украшали гирлянды, а все Его тело было убрано драгоценностями.

На Нем были одежды желтого цвета и ярко сиявшие жемчужные серьги. Кончики Его волос были умащены маслом. Его тело было отмечено всеми благоприятными знаками. Он был крепок и силен как лев. На Нем были браслеты, а в руке Он держал кувшин, до краев наполненный нектаром бессмертия" . (Шримад Бхагаватам, 8.8.31-33)

Говорится, что Дханвантари приходит, когда утрачивается знание об Аюрведе, чтобы восстановить эту великую науку. Дханвантари считается воплощением Вишну.

В Индии в этот день проводят Дханвантари-мритьюнджая-хому - огненное жертвоприношение ради здоровья и долголетия. Паломники посещают храмы Дханвантари (один из таких храмов находится на территории Шри Рангама в Тричи, Тамил Наду).

На Дхантерас верующие соблюдают пост и зажигают у главного входа в дом глиняный светильник. А на закате проводится поклонение Ямарадже (богу смерти) - ему молятся о защите от внезапного, безвременного ухода из жизни. Обычно ему предлагают горящий светильник, воду, киноварь, рис, тростниковый сахар, цветы.

Происхождение этого обряда связано еще и с легендой о шестнадцатилетнем сыне царя Химы. Астрологи предсказали ему, что на четвертый день после свадьбы его укусит змея и он умрет. В назначенный день жена осветила весь дом горящими лампадами, а у входа в спальню рассыпала горы золота и серебряных монет и украшений (видимо, поэтому в Южной Индии считается, что в Дхантерас благоприятно покупать новые золотые и серебряные украшения и монеты).

Всю ночь она пела песни и рассказывала разные истории, а когда пришел Ямарадж, принявший облик змеи, свет горящих лампад и блеск рассыпанных украшений ослепил его. Всю ночь он лежал у дверей и слушал сладкозвучное пение царевны, а наутро ушел из этого места с миром. Так жена спасла любимого мужа. Вот почему этот праздник также называют "Яма-дипадан".

Где жизнь, там всегда и смерть. И наоборот.


По материалам: krishna.ru

Категория: Индия | Просмотров: 1479 | Добавил: vedic
Всего комментариев: 0
avatar