Главная » 2009 » Август » 5 » 5 августа – явление Господа Баларамы
5 августа – явление Господа Баларамы

Сын Рохини, поскольку Он будет перенесен из лона Деваки в лоно Рохини, прославится под именем Санкаршана. Его будут звать Рамой за Его способность радовать всех обитателей Гокулы и Балабхадрой за Его огромную физическую силу. (ШБ 10.2.13)


Бала в переводе с санскрита означает «сила». Господь Баларама олицетворяет силу, с помощью которой можно приблизиться к Кришне. Это не физическая сила, и не сила ума. Говорится, что до духовного мира невозможно добраться, даже передвигаясь со скоростью мысли. Так какая же материальная сила может помочь в этом? Духовная сила, которую дает Господь Баларама, - это желание служить Богу и вкус к этому служению. По сути, духовная радость (Рама) – это та единственная сила (бала), которая может вдохновить нас отказаться от так называемых наслаждений материального мира. 

Радость духовной жизни – в служении. В материальном мире служение кому бы то ни было не считается престижным по определению. Наоборот, каждый стремится оказаться «на вершине», чтобы никому не подчиняться. Но в духовном мире служение – высший принцип, то, что доставляет наибольшее наслаждение. Господь Баларама показывает пример этому. В шастрах говорится, что Баларама отличается от Кришны только цветом тела. Кришна – цвета грозовой тучи (Шьяма), а Баларама – цвета хрусталя. Во всем остальном Они равны. Но Баларама добровольно занимает «подчиненное» положение. Кришнадас Кавирадж Госвами пишет, что Баларама служит Кришне в трех настроениях: как старший брат, как друг и как слуга. Он делает всё, чтобы доставить Кришне удовольствие – так, как это Кришне хочется в сию минуту. Таков идеальный слуга Бога – он занимает то положение, в котором Господь хочет его видеть. Этому же Баларама учит и нас – мы должны служить Кришне, не привязываясь к какому бы то ни было положению – будь то в духовном мире или в материальном,в раю или в аду, в роли старшего или младшего... 

Господь Баларама – изначальный Гуру. Духовный учитель наделен энергией Господа Баларамы. Так же, как Баларама убивает демонов в Своих земных играх, духовный учитель уничтожает в нашем сердце анартхи, «узелки» греховных желаний. 

Мы не можем принять прибежище непосредственно у Господа Баларамы – Он может давать нам наставления через зеркало сердца, но только тогда, когда это зеркало станет полностью чистым. Гуру значит «тяжелый». Своей тяжестью, серьезностью он помогает ученику избавиться от внутренней грязи. Если мы попытаемся идти к Кришне сами, Майя обманет нас. Она будет раз за разом сбивать нас с пути ложными идеями. Невозможно вытащить самого себя из трясины – никакие теоретические знания не помогут. Нужен человек, который протянет нам спасительную соломинку. Поэтому так важен «живой» гуру. Только он, следуя по стопам Господа Баларамы, очистит наше сердце от самых «хитрых» анартх – которые сам в себе никогда не увидишь.

Бхактивинода Тхакур объясняет, что Дхенукасура – первый из демонов, убитых Баларамой, олицетворяет грубый материализм, то есть такой подход, при котором мы меряем Бога своей меркой – хорошо/плохо, нравится/не нравится. Только духовный учитель может объяснить нам истинную природу игр Кришны, а сами мы никогда не додумаемся до правильных ответов – ведь до духовного мира невозможно добраться с помощью мысли.

Демон по имени Праламбасура воплощает вожделение и жадность. А также самообман. Как Праламбасура принял облик мальчика-пастушка, вожделение и жадность могут маскироваться под духовные желания. Можно заниматься таким «служением Богу» десятки жизней – но так и не достичь чистой любви. Подобно тому, как Баларама некоторое время катался на плечах Праламбасуры, так и гуру может принять от нас и такое служение – но лишь на некоторое время. Потом он своей духовной тяжестью заставит нас отказаться от лицемерия и начать служить Кришне по-настоящему.

Еще один «демон», убитый Баларамой, - горилла Двивида. Когда-то Двивида был одним из лучших слуг Господа Рамачандры. Он приносил огромные горы, помогая строить мост на Ланку. Но он возгордился своей силой, стал считать себя самым лучшим из преданных слуг Господа. Особенно ему не нравился Лакшман – «Он так приближен к Раме, но почему? Что Он такого делает?» Вот это как раз и есть одно из самых страшных оскорблений, из-за которого преданый может пасть даже с высокого уровня Бхакти – добиваться служения Богу, «идя по головам» Его слуг.

А Ромахаршана Сута, которого Баларама убил почти в конце Своих земных игр, и демоном-то по большому счету не был. Наоборот, Вьясадева, разделив Веды на части, доверил Ромахаршане объяснять людям Пураны и Итихасы. Множество мудрецов собрались в лесу Наимишаранья, чтобы послушать эти объяснения. Довольные Ромахаршаной, они благословили его на долгую жизнь. Но когда в Наимишаранью пришел Господь Баларама, возгордившийся лектор даже не привстал с вьясасаны, чтобы приветствовать Его, изначального духовного учителя. Что стоит знание священных писаний, высокое положение, хорошая Карма – если человек ставит себя выше гуру и вайшнавов? И тем более – выше Самого Бога! Шрила Прабхупада пишет, что в таком случае все достоинства человека подобны драгоценному камню на голове змеи – смертельно опасный обман.

Говорится, что с демонами, которых убивает Кришна, можно справиться с помощью собственных усилий на духовном пути, но те, кого убивает Баларама, могут быть убиты только извне – духовным учителем. Сами мы можем даже не увидеть этих проблем, пока не станет слишком поздно. Поэтому принятие духовного учителя – основополагающий принцип духовной жизни.

http://www.krishna.ru


Просмотров: 1043 | Добавил: vedic
Всего комментариев: 0
avatar